Во всем мире кризис циркового искусства связан с дефицитом идей, а в Российской Федерации - еще и с нехваткой средств. Как пишет издание «КоммерсантЪ», российские цирки давно в долгах и все реже ездят на гастроли. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в государственных цирках, однако даже довольно успешные частные предприятия, как, к примеру шоу братьев Запашных и Цирк Никулина, без помощи со стороны государства тоже чувствовали бы себя не очень хорошо.
Росгосцирк, госкомпанию, которая владеет более чем 70 предприятиями (41 стационарный и 11 передвижных цирков в РФ), в последнее время сотрясают скандалы. В нынешнем месяце стало известно, что уволились сразу несколько цирковых династий из Росгосцирка - Татьяна Тимченко и ее сын Василий, братья Запашные, Наталья Майхровская и ее муж, Сергей Нестеров. Уволившиеся артисты полагают, что их обделили. Как отмечают в компании, «для некоторых цирковых номеров времена привилегий закончились навсегда, и теперь все на равных». В споре с артистами у компании весомый аргумент – нет средств.
Нехватку денег у Росгосцирка ощутили и в подмосковном Щелково. Питомник экзотических животных (верблюд, пони и 7 львов), который там расположен, шлет сигналы SOS: на протяжении 2 месяцев питомнику не перечисляются деньги, сотрудники не получают зарплат, а звери - корма. Совсем без еды животных оставить не решились, из-за чего долги питомника достигли одного миллиона рублей.
Долги есть у большей части государственных цирков, однако компания Росгосцирк даже точно не знает, сколько ее филиалов имеют долги, да и зрителей тоже сосчитать не может. Согласно данным Счетной палаты России, кредиторская задолженность Росгосцирка на 1 января минувшего года составляла 389,413 миллиона рублей, а спустя год эта цифра уже достигла 491,244 миллиона рублей. Вместе с тем глава компании Вадим Гаглоев назвал журналистам иную цифру - 700 миллионов рублей. Если верить словам руководителя компании, в 2014-м количество зрителей уменьшилось более чем на четыреста тысяч человек против 2012-го, тогда как, по иной информации того же Росгосцирка, увеличилось. «Росгосцирк лукавит: согласно разным отчетам и на сайте у них довольно часто приводятся совсем разные цифры, поэтому понять реальную ситуацию невозможно. По моему мнению, посещаемость их цирков снижается, как и во всем мире», - отмечает Андрей Гутник, редактор журнала «ProЦирк».
Ухудшение обстановки начали ощущать и рядовые сотрудники Росгосцирка: компания и раньше не была богатой, существуя за счет государственных дотаций, однако до недавнего времени ей удавалось избегать проблем.
В последние годы бюджет Росгосцирка колеблется в пределах 1 миллиарда рублей, которые перечисляются из госбюджета, а еще порядка 1,5-2 миллиарда рублей приносят принадлежащие компании цирки в разных городах. Этих средств не хватает даже на самое необходимое, в связи с чем считается, что из 41 цирка треть испытывает значительные трудности. Однако в самом Росгосцирке считают, что с серьезными трудностями столкнулись все цирки: работа предполагает каждый сезон новые постановки, а стоимость одной постановки мирового уровня составляет не менее нескольких миллионов долларов, плюс еще порядка 10 миллионов долларов необходимо на то, чтобы вывезти представление на гастроли. Например, стоимость постановки мюзикла Notre Dame de Paris в российской столице составила 4,5 миллиона долларов. Трехмиллиардный бюджет Росгосцирка – это порядка 47,8 миллиона долларов, и если новые постановки так называемым «методом конвейера» еще как-то делать удается, то о гастролях довелось всем забыть.
Если пару лет назад у компании было очень много контрактов с Японией, Китаем, Турцией и Европой, то за последние 2-3 года их практически нет. «Предыдущие гендиректора Росгосцирка всегда отстаивали свою точку зрения в Минкультуры и пытались выбить дополнительные средства. Это первый в истории Росгосцирка случай, когда компания без всяких возражений выполняет указания сверху и сокращает расходы путем увольнения артистов, более того, теперь они готовы даже сократить расходы на корм для животных», - говорит Андрей Гутник.
Представление за свой счет.
Как отмечает издание, проблемы госцирков уже мало кого волнуют, так как самые известные - давно уже частные де-факто или де-юре. И Московский цирк Никулина, и шоу братьев Запашных, в отличие от Росгосцирка, за последние 2 года сделали значительный рывок в развитии, выпустив сразу несколько шоу и спектаклей.
Братья Запашные в нынешнем году перед новогодними праздниками запустят сразу 4 разных шоу. «В новогодние шоу мы вкладываем порядка 5-10 миллионов долларов. Показываем их с 20 декабря по 10 января. За этот период мы даем 50-55 шоу, посещаемость достигает порядка 250-300 тысяч зрителей, потом это шоу мы привозим в другой город», - рассказывает Эдгард Запашный, директор Большого московского цирка. Этот цирк находится в подчинении федерального Минкультуры, а не Росгосцирка, из-за чего скандал с Росгосцирком не отразился на сотрудничестве братьев Запашных с этим цирком, и шоу, которые Запашные запланировали для проведения в Большом цирке, пройдут по расписанию. Благодаря такому сотрудничеству указанный цирк является исключением из упаднической тенденции госцирков: цирк имеет 3300 мест, за год его посещает порядка 700 тысяч человек.
Автор: Екатерина Кравец