В понедельник, двадцать шестого октября, Министерство экономического развития (МЭР) Российской Федерации проголосовало за представленный правительством проект закона, которым устанавливаются размеры ставок сбора на экологию. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости России» интернет-журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Главные итоги МЭР сводятся к следующему: прежде всего, введение экологического сбора стоит немалых денег, поскольку размер нагрузки на бизнес может составить свыше тридцати миллиардов рублей. Таким образом, у производителей появится шанс на повышение цен на собственные товары. Кроме того, прозвучали предложения относительно введения унифицированных ставок для различных групп товаров. Такой подход нельзя назвать правильным, поскольку стоимость утилизации бумаги, картона, резины и тому подобного не может быть одинаковой. Часть производителей готовы к самостоятельной утилизации своей продукции, однако они ожидают, пока регулирующие органы получат определенные пояснения от регулирующих органов.
В Министерстве экономического развития уже назвали озвученные размеры ставок очень высокими и необоснованными. В частности, размер экологического налога за каждую произведенную тонну бумаги или картона может составить примерно 2,4 тысячи рублей. За резину (включая шины для автомобилей) нужно будет платить от семи до девяти тысяч рублей, за пластмассу - 3,7 тысячи рублей. Сбор за аккумуляторные батареи обойдется в 33,4 тысячи рублей, а за фены или электрические чайники – 26,4 тысячи рублей.
Как рассказал глава Минприроды Сергей Донский, процесс расчетов ставок осуществлялся в сотрудничестве с экспертами Высшей школы экономики. Кроме того, использовались данные Академии коммунального хозяйства, которые были сопоставлены с аналогичными экологическими платежами производителей товаров в государствах, входящих в состав Европейского Союза. В Минприроды уже успели провести расчеты, что на протяжении двух лет действия экологического сбора появится возможность построить не менее двадцати четырех сортировочных комплексов и восемьсот тридцать одну технологическую линию по переработке отходов. Сотрудники ведомства провели расчеты, что влияние платежа на цены вряд ли превысит 0,2 процента в год.
Но по-другому думают эксперты Министерства экономического развития. Там заявляли, что в случае вступления в действие постановления по предложенным ставкам, уже в следующем году бизнесу придется заплатить в федеральный бюджет свыше трех десятков миллиардов рублей.
«Если взять средний показатель, то каждый год в России возникает пять миллиардов тонн отходов, круг участников состоит из более чем восьми миллионов хозяйствующих субъектов, – пояснил свое мнение председатель департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин. – Нашими экспертами ставятся справедливые вопросы, в частности, какой принцип используется при расчете этих ставок, по какой причине различные по составу (и, таким образом, по переработке) товары имеют одинаковую оценку, что нужно сделать с упаковкой, и как в конечном счете будет выглядеть непосредственно процесс утилизации. В то же время очень важным будет понять, что всякое повышение затрат окажет влияние на финальную стоимость продукции».
Специалист пояснил, что в цену за утилизацию было включено огромное количество факторов, в том числе расходы на создание перерабатывающей инфраструктуры. По части групп уже в настоящий момент известно о существовании недозагруженных мощностей, в связи с чем нет потребности в строительстве новых перерабатывающих предприятий.
Нужно также уточнить, что регулирующие ведомства осуществляют свою деятельность в рамках исполнения поправок к Закону «Об отходах производства и потребления», принятие которых состоялось в конце минувшего года. В 2015 году предприниматели были освобождены от уплаты экологического сбора, но только на некоторое время. С первого января следующего года под утилизацию попадут шины, бумага, ртутьсодержащие лампы и аккумуляторы.
Мнение экспертов.
В интервью средствам массовой информации исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева сообщила, что принятые поправки обязывают производителей выбрать свой вариант участия в программе утилизации. Есть два варианта: уплата так называемого экологического сбора, хотя пока что никто не установил его размер, или же самостоятельная утилизация через создание собственной структуры, или нанимая компании, занимающиеся утилизацией». При самостоятельной утилизации производители шин могут действовать совместно на базе отраслевого объединения – как показывает мировой опыт, данный вариант является наиболее эффективным.
При этом Чурмеева решила сослаться на опыт европейских государств, прежде всего Финляндии, Франции, Италии, где производителям шин удалось с успехом реализовать систему утилизации изношенных покрышек. «На сегодняшний день российские производители находятся в подвешенном состоянии, так как еще не состоялось принятие требуемых подзаконных актов: не установлены нормативы, определяющие, какой объем изношенных шин необходимо утилизировать в год, не утверждены ставки экологического сбора и т. д.».