В политической жизни России фиксируется увеличение количества участников. По мнению экспертов, имеет место переориентация приоритетов российского президента с «Единой России» на «Народный фронт», об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российское Минэкономразвития планирует обязать органы исполнительной власти обязательно согласовывать документы стратегического характера с объединением «Народный фронт – за Россию» (ОНФ). Согласно данным издания «Коммерсант», ведомством подготовлен проект соответствующего постановления, который в ближайшее время ведомство планирует подать на подпись премьер-министру Дмитрию Медведеву. В документе организации, основанной президентом, отводится немаловажная роль.
С представителями объединения будут обсуждаться документы стратегического планирования, к которым принадлежат послание президента Федеральному собранию, стратегии научно-технического и социально-экономического развития, национальной безопасности, бюджетные прогнозы, схемы территориального планирования. Кроме того, организация будет привлекаться для определения основных направлений деятельности правительства.
Согласно заявлениям Минэкономразвития, документы о стратегическом планировании будут обсуждаться с привлечением общественности. «Паспорт» проекта автор обязан будет подавать во множество органов, целью деятельности которых определена «защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, на которые направлена реализация проекта». Возникшие в процессе обсуждения замечания и предложения разработчик должен будет учесть в обязательном порядке, процедуру привлечения общественности обойти невозможно.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы, комментируя предстоящие изменения, отмечает, что мысль о более активном обсуждении инициатив правительства нельзя назвать свежей. По мнению эксперта, эта мера является одним из доступных инструментов для минимизации количества ошибок в процессе принятия решений. В качестве примера решения, принятого без общественного обсуждения, напоминает Минченко монетизацию льгот, затем обернувшуюся массовыми протестами.
«Фронт» с именем президента на устах.
Примечательно, что отдельным пунктом перечня органов и организаций, участвующих в обсуждении инициатив, значится ОНФ, созданный по инициативе главы государства в 2011 году. Теперешний хозяин Кремля является также председателем объединения. Комментируя создание организации, Дмитрий Песков заявил, что в деятельности ее не могут принимать участие представители несистемной оппозиции. Главным препятствием для их членства в организации пресс-секретарь главы государства назвал то, что эта категория людей «не разделяет стратегических и тактических ориентиров «Единой России».
Минченко уверен, что ОНФ является «не узкопартийным объединением». В данном случае речь идет об объединении сил, которые поддерживают президента. С учетом того, что поддерживает действующего главу государства около 90 процентов россиян (по крайней мере, по данным социологов), увеличение роли подобной организации выглядит несколько странно.
Независимый политолог Дмитрий Орешкин напоминает, что в свое время ОНФ создавался в качестве принципиально новой альтернативы партии власти. Эксперт отмечает, что «Народный фронт» от «Единой России» отличается двумя определяющими моментами:
- ОНФ не позиционирует себя как политическая сила. С точки зрения политтехнологии, это решение верное, поскольку политика довольно часто воспринимается как нечто раздражающее;
- активное использование левой риторики. Представители организации часто говорят о справедливости, необходимости борьбы против олигархов, поддержке всего хорошего и противостоянии всему плохому. То есть организацией используется хрестоматийный левый популизм.
Аналитик полагает, что сейчас «Единая Россия» потеряла большую часть былого лоска, партия перестает сиять «отраженным светом президента», даже в некоторой степени приносит вред репутации главы государства, что последний пытается свести к минимуму, дистанцируясь от политической силы. С потерей привлекательности президентской партией связывает Орешкин теперешнее усиление позиции «Народного фронта», который, с высокой вероятностью, в общественном сознании станет заменой «Единой России».
Не менее важно и то, что организация, популярность которой повышается, в ближайшем будущем может получить возможность выступать от имени народа. То есть одобрение «Народного фронта» будет автоматически восприниматься как позитивное отношение к той или иной инициативе со стороны народа. Подобную ситуацию аналитик называет «имитационной демократией».
Общеизвестно, что интересы избирателей должны представляться парламентарии, которых население избирает. Однако теперешнее российское руководство отлично понимает, что по факту парламент эту функцию не выполняет, являясь, скорее, представителем админресурса. Для исправления ситуации руководство государства формирует структуры, которые Орешкин называет «паллиативными эрзац-народными представительствами», на которые, с большой вероятностью, будет возложена еще и функция системной оппозиции.