Российская власть продолжает увеличивать государственные расходы на военные нужды, и в этой связи возникает вопрос: а смогут ли мощные армия и флот заменить рядовому российскому обывателю все остальное? Более детально о том, могут ли сильные армия и флот заменить простым российским гражданам все остальное, в том числе, и их собственное материальное благополучие, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Издание "Новое время", проанализировав публикации в других средствах массовой информации, пришло к выводу, что в Российской Федерации так и не прижилась рациональная и простая идея "государство ради человека". В настоящее время сокращение заказов и падение спроса наблюдается не во всех сферах российской промышленности, и в стране есть очень даже востребованные сейчас производства. В частности, издание "Коммерсантъ", ссылаясь на свой источник в ОПК, сообщает, что предприятия корпорации "Тактическое ракетное вооружение" перешли на трехсменный режим работы", выпуская ракеты, предназначенные для "сирийского фронта".
В издании The Independent отмечают, что после событий в Крыму и в Сирии, Вооруженные силы в Российской Федерации снова становятся отправной точкой идеологии – той национальной идеи, которую безуспешно и долго искали в постперестроечной России, и, судя по всему, нашли сейчас. Слова императора Александра III, заявившего, что у России на самом деле есть только лишь два надежных союзника – это армия и флот, приобрели буквальный смысл в уже современных реалиях. Москва в течение последних полутора-двух лет, действительно убедилось, что иных союзников, кроме как собственных армии и флота, у нее уже не осталось.
В то время как в экономике страны разрастается кризис, у российских властей все больше растет искушение превратить Вооруженные силы в один из главных государственных институтов, поскольку остальные институты либо полностью выхолощены, либо работают очень плохо. Восстанавливать неработающие должным образом государственные институты зачастую просто бесполезно, поскольку все больше беднеющий избиратель заявит, что ему, мол, нет никакого дела до каких-то институтов, поскольку его жизнь, в итоге, так и не улучшается. Выходит, что затраты будут огромными, тогда как эффект от этих затрат будет, скорее всего, отрицательным.
Сегодня вся надежда РФ на оборонную промышленность.
Армия – совсем другое дело, ведь там и дисциплина, и достижения, и зарплаты, и планы по развитию. В российском бюджете доля военных расходов постоянно увеличивается, а в абсолютном выражении сокращение коснулось этих расходов в значительно меньшей степени, чем оно затронуло мирные отрасли, такие как здравоохранение, или образование. В современной России вся надежда только лишь на оборонную промышленность, точно так же, как в мирное время" все надежды возлагались на нефтегазовую отрасль. Помимо этого, армия является очень хорошим полигоном для демонстрации российскому обывателю еще одного нововведения правительства – импортозамещения.
Не каждый простой россиянин может понять, для чего нужно уничтожать очень качественные импортные продукты питания, но вряд ли кто-то из них возразит против того, чтобы государство отказалось от закупки за границей танков, самолетов и ракет. Президент РФ Владимир Путин уже заявил в ходе заседания комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества, что предприятия оборонной промышленности РФ, благодаря импортозамещению, постепенно обретают все большую независимость от поставок комплектующих из-за пределов Российской Федерации.
Получается, что за все 25 лет независимости страны, в течение которых предпринимались не совсем последовательные попытки направленные на сближение с западным миром, в России так и не удалось найти какой-то иной идеи, позволяющей объединить нацию, кроме как укрепление армии. В стране просто не прижилась рациональная и простая идея, согласно которой государство должно работать ради человека. Не прижилась она, в том числе, и потому, что сам человек как-то не очень-то ее и оценил, и все попытки воспитать в российском обществе свободных граждан и сформировать в РФ гражданскую нацию, которую скрепляли бы общечеловеческие ценности, так и закончились в итоге провалом. В современной России нет ни граждан, ни ценностей.
Более того – в России на свободного гражданина спрос отсутствовал не только "сверху", но и "снизу". Именно по этой причине в стране так и не появились нормальные профсоюзы, независимые гражданские инициативы, мощные неправительственные организации. Всего этого не надо не только государству – российскому обществу это тоже не нужно. Поэтому в ситуации, когда до следующих выборов в Государственную думу остается лишь год, в России даже не наблюдается противостояние политических сил вокруг государственного бюджета, являющегося явно ориентированным на развитие армии, тогда как в США, в стране, которую и российские власти, и российские граждане так любят обвинять в агрессивности, доля военных расходов в бюджете постоянно снижается.
Бескровная аннексия Крыма и "умеренно кровавые" события на Донбассе стали наглядными для россиян доказательствами имперской мощи страны и ее "вставания с колен" – мол, сами пускай прозябаем, ведь иначе никак, зато Россия снова стала "великой державой". Однако если экономический кризис затянется, то ни гордость за армию, ни гордость за свою страну, так и не смогут заменить россиянам отсутствие нормальной жизни.