Олег Кашин, независимый журналист и писатель, являющийся основателем и главредом информресурса kashin.guru, рассказал об особенностях процесса борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Более детально размышления Кашина о том, как борются с таким явлением, как коррупция, в России, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Олег Кашин в своей колонке на страницах интернет-портала Deutsche Welle проанализировал довольно загадочные антикоррупционные стандарты, установленные Кремлем. Если в совершении преступления заподозрили одного из членов партии, причем заподозрили еще не уверенно, только лишь на уровне разговоров, никакого суда еще не было, и теоретически очень может быть, что этот человек не виновен, то как на данную ситуацию должны реагировать единомышленники, соратники по партии, друзья? Они ведь должны выразить поддержку, проявить солидарность.
Впоследствии вполне может оказаться, что за данным обвинением могут стоять и политические оппоненты, и нужно все выяснить, во всем детально разобраться. При этом товарища по партии нельзя давать в обиду в любом случае, ведь партии, в принципе, для того и существуют, чтобы, как говорили мушкетеры в фильме, "один за всех, и все за одного".
Однако в России существуют и исключения из этого правила. Своих бросать нельзя, поддержка, солидарность – все это не про партию "Единая Россия". Как только появилась информация о претензиях, предъявленных швейцарскими правоохранителями к Елене Скрынник, экс-главе Минсельхоза, так районное отделение ЕР сразу же исключило ее из рядов партии. Никто формально ни слова не сказал о коррупции – бывший министр просто потеряла связь с политической силой, и поэтому в "Единой России" было принято решение избавиться от таких неактивных членов. Да, это было сделано неуклюже, однако российская власть в отношении коррупции прежде никогда и не выделялась изяществом.
Недавнее назначение Сердюкова на руководящую должность в "Ростехе" никак не согласовывается с антикоррупционной риторикой российской власти.
Анатолий Сердюков, экс-глава МО РФ и фигурант, наверное, самого крупного коррупционного скандала последних лет, хотя и не ставший фигурантом дела "Оборонсервиса", но прочно с этим делом связанный в общественном мнении, недавно был назначен на одну из высоких руководящих должностей в корпорации "Ростех". Кашин подчеркнул, что данное назначение никоим образом не согласуется антикоррупционной риторикой российской власти.
При этом глава АП Сергей Иванов заявил, что в Кремле узнали о назначении Сердюкова на высокую должность в госкорпорации из средств массовой информации, да и вообще, экс-министр обороны, которому в итоге так и не было предъявлено никаких обвинений, подпадает под действие известной поговорки "на нет и суда нет". Выбор в качестве аргумента в споре о коррупции фольклорной мудрости очень хорошо укладывается в концепцию главы Администрации президента, которая была сформулирована Сергеем Ивановым на недавнем антикоррупционном форуме ООН, организованном в Санкт-Петербурге.
Он, в частности, заявил, что на международном уровне антикоррупционные действия требуют наличия общих согласованных усилий и четких правил. При этом навязывание тех стандартов, к которым некоторые из стран сегодня еще не готовы, глава АП назвал недопустимым. Вполне можно предположить, что одной из этих стран, которая в настоящее время не готова к принятию международных стандартов в деле борьбы с коррупцией, как раз и является Российская Федерация, однако в этой связи возникает вопрос: а к чему же тогда готова современная Россия?
В Российской Федерации до сих пор нет никакого антикоррупционного стандарта.
Исходя из неуклюжих попыток российских чиновников дать объяснения по поводу того, почему после коррупционного скандала одних исключают из рядов партии власти, а других назначают на статусную должность в государственной корпорации, можно сделать вывод: в Российской Федерации до сих пор нет никакого антикоррупционного стандарта. Впрочем, этого стандарта в стране никогда и не было, ведь в постсоветской России вероятность того, что чиновник будет жить на одну только лишь зарплату, не рассматривается по умолчанию.
Однозначного ответа на вопрос, можно ли быть государственным служащим и при этом не воровать, у российской власти нет, однако высших чиновников данное обстоятельство, судя по всему, вовсе не беспокоит. Это напоминает некий консенсус, когда все прекрасно все знают, но при этом никто не возражает. Только лишь в течение последних нескольких лет, благодаря в первую очередь усилиям Алексея Навального, частью политической повестки в Российской Федерации все-таки стали коррупционные обвинения типа "у одного из чиновников обнаружили не указанный в декларации дом".
Российская власть, наверное, еще очень долго игнорировала бы данную тему, однако свое влияние на ситуацию оказали перемены, произошедшие за последний год: конфликт с западным миром, падение цен на нефть, и обвал национальной валюты. Нечто подобное было и в Советском Союзе: чем меньше в стране было колбасы, тем более многословными были идеологические обоснования данного явления. Так и в современной России – в 2015 году уже ни у кого не получится воровать точно так же, как в 2010 году.