Из-за размытия берегов северных морей и таяния вечной мерзлоты Российская Федерация ежегодно теряет территорию, примерно равную такому карликовому европейскому государству, как Андорра, территория которого равняется 468 квадратным километрам. Как сообщил журналистам издания ТАСС доктор геолого-минералогических наук, на данный момент временно исполняющий обязанности руководителя Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН, Дмитрий Дроздов, остановить этот процесс невозможно.
Почему размываются берега.
Согласно словам Дмитрия Дроздова, «из-за таяния вечной мерзлоты в год Российская Федерация теряет примерно с территорию Андорры». «На юге берега тоже размываются, однако в северной части они размываются намного быстрее. Как все это происходит? Волна ударяется в вечномерзлый грунт, передавая тепло, вследствие чего этот грунт начинает оттаивать. В южной части, если берег разрушен, лежит песок, который «охраняет» берег от нового размывания. А тут, поскольку в грунте довольно много льда (около 80 процентов), ничего не остается, - тогда волна ударяет уже следующий участок грунта», - поясняет ученый.
Согласно его словам, скорость разрушения берегов в разных местах варьируется от 1-2 до десятков метров. Все зависит от многих факторов, в числе которых характер береговой линии, штормовая обстановка на море. Также, по словам ученого, влияет и то, как долго сохраняется в море ледяной покров. Ученый подчеркивает, что в северной части укреплять берега, как делают в южных морях, бессмысленно, так как от этого таять они не перестанут. «Это процесс естественный и неизбежный. Вспомните легенды о Земли Санникова. В настоящее время существует несколько предположений относительно того, где эта земля могла быть. Сейчас в тех местах, где берега размыло, образуются отмели глубиной один-два метра. А вернуться на 150 лет назад, - это был остров, и там могли жить люди», - отметил Дмитрий Дроздов.
Где еще происходит таяние.
Мерзлота на территории России делится на 3 зоны – сплошную, островную (представлена «очагами») и прерывистую (мерзлота с островами талых грунтов). Границы между зонами прерывистой и сплошной мерзлоты (проходят чуть севернее Салехарда и Воркуты, южнее Норильска, Анадыря и Якутска) стремительно смещаются в северную сторону.
«За последние сорок лет на участке, где проводят мониторинг сотрудники нашего института, граница сдвинулась на тридцать километров в северную сторону. Это достаточно много», - подчеркивает собеседник агентства. Согласно его словам, мерзлота начинает таять, когда накапливается достаточное количество тепла возле поверхности земли, чтобы в структуре грунтов произошли существенные изменения. Своеобразным «спусковым крючком», который запустил этот процесс, является смягчение климата на протяжении последних десятилетий.
Чем чревато таяние.
Таяние мерзлоты, согласно словам Дмитрия Дроздова, будет сопровождаться потеплением в дальнейшем. Это, как подчеркивает ученый, приведет к перераспределению видов деятельности человека на территории. В частности, при увеличении климатической нормы на один-два градуса теплые плодородные земли Краснодарского края и Ставрополья начнут испытывать дефицит влаги, а их позиции как сельскохозяйственных угодий займут территории Воронежской области. «В Подмосковье будет расти больше травы. Это значит, что в таком случае можно будет увеличить количество голов выращиваемых коров. То же относится и к территориям Западной Сибири. Наиболее благоприятные территории подвинутся на двести-триста километров в северную сторону», - подчеркнул Дмитрий Дроздов.
Еще одно следствие таяния мерзлоты, по словам ученого, - это загрязнение подземных вод. В частности, речь идет о появлении в подземных водах вредоносных бактерий, от которых достаточно сложно избавиться. Однако самые тяжелые последствия потепления, по мнению ученого, - это размывание берегов, которое будет только ускоряться. Оно приведет к серьезному загрязнению воды, что в конечном счете значительно ухудшит экологию, добавил ученый.
Следует отметить, что еще несколько лет назад руководитель программы Фонда дикой природы «Климат и энергетика» Алексей Кокорин заявлял, что глобальное потепление на протяжении ближайших десятилетий может создать принципиально новую ситуацию на Крайнем Севере России и в Арктике. «Арктика тает», - отмечал Кокорин. Еще одна сторона медали - потеря Российской Федерацией обширных территорий в связи с таянием вечной мерзлоты. Как отмечал тогда Кокорин, каждый год государство теряет до тридцати квадратных километров своей территории: чем меньше льда в Арктике, тем больше волн и открытой воды, а усиление ветра и повышение температуры только усиливает эрозию берегов.
Берега с вечной мерзлотой очень чувствительны к эрозии. Больше всего от потепления страдают побережье Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, то есть территория Российской Федерации. Также таяние мерзлоты, помимо природных (экологических) последствий, будет иметь и чисто экономические, так как часть инфраструктуры населенных пунктов и городов, которые были построены на вечной мерзлоте, из-за таяния постепенно приходят в аварийное состояние. Производственные предприятия и жилые дома медленно уходят в болота.
Автор: Екатерина Кравец