Перспективы развития новых проектов по транспортировке российского газа находятся под вопросом, прежде всего? из-за нехватки средств у основного акционера - «Газпрома», в связи с низкими ценами на углеводороды и перекрытыми западными санкциями путями по внешним заимствованиям, как отмечает в своем докладе Международное энергетическое агентство. На сегодняшний день среди приоритетных проектов «Газпрома» называется строительство газопроводов «Северного поток-2», «Сила Сибири», «Турецкий поток», и по каждому из них существуют те или иные вопросы. Как отмечают эксперты, среди проблем «Газпрома» выделяется излишняя политизированность в принимаемых компанией решениях, передает издание «Биржевой лидер».
В опубликованном накануне докладе World Energy Outlook 2015 Международного энергетического агентства (МЭА) отмечаются существующие риски в связи с финансированием российских газоэкспортных проектов. Перспективам их развития мешают низкие цены на углеводороды и ограничивающее влияние международных санкций, перекрывающих доступ российских компаний к западным рынкам заимствований, что приводит к нехватке средств. Эксперты МЭА при этом отмечают недостаточную возможность привлечения средств из таких источников как российский Фонд национального благосостояния или займов на иных рынках, как например, в Китае.
На данном этапе перспективными проектами по развитию российского экспорта газа считается газопровод «Сила Сибири», согласно планам, он должен поставлять в Китай 38 млрд. кубометров в год. Также намечено строительство «Северного потока-2» — трубопровод по Балтике может поставлять в Европу 55 млрд. кубометров газа в год. Кроме того, существует проект «Турецкий поток», появившийся как альтернатива «Южному потоку», при реализации которого Россия столкнулась с принципиальной позицией Еврокомиссии.
Согласно первоначальным планам «Газпрома», «Турецкий поток» мог бы поставлять 63 млрд. кубометров газа, из которых 14 млрд. оставалось бы в Турции, а остальной объем должен был направляться далее в Европу. Но с реализацией такого плана возник ряд проблем. Спор с турецкой стороной возник по мощности газопровода и цене газа для Турции. Турецкие власти рассчитывали на предоставление скидки на газ, который останется в стране. Однако в «Газпроме» никак не дадут свое согласие и подписание соглашения между сторонами притормозилось. Кроме того, предположительная мощность трубопровода может быть уменьшена – с четырех веток до двух или даже одной.
Нынешние реалии говорят о том, что «Газпром» просто не сможет финансировать сразу три экспортных проекта из-за нехватки средств. По мнению экспертов, российской монополии придется решить, от какого из них придется отказаться. Прежде всего, сокращение коснется «Турецкого потока», где будет построено не более двух веток. Кроме того, «Газпрому», вероятно, придется свернуть планы по строительству заводов сжиженного природного газа, согласно которым планировалось расширение действующего завода на Сахалине (проект «Сахалин-2») и строительство нового дальневосточного предприятия («Владивосток-СПГ»).
Партнер компании Rusenergy М. Крутихин считает, что речь идет о серьезной проблеме - слишком дороги для «Газпрома» его намеченные газотранспортные проекты, которые несут опасность финансовых проблем. По строительству «Силы Сибири» с китайской стороной есть заключенный контракт, однако в нем Пекин выступает единственным потребителем, что означает - он будет диктовать свои условия. Кроме того, соглашение было достигнуто исходя из предполагаемой рентабельности газопровода при цене в 300 долларов за тысячу кубометров, а сейчас цена находится в пределах 180 – 200 долларов. Еще стоит учитывать, что на пиковых отрезках строительства трубопровода потребуются расходы в 7 млрд. долларов в год, а у «Газпрома» нет таких денег, считает эксперт.
По финансированию прокладки трубы согласно «Северному потоку-2», как считает Крутихин, будет необходимо свыше 1 млрд. долларов в год. При этом стоит учитывать недовольство этим проектом со стороны Еврокомиссии и некоторых европейских стран, таких как Польша, Эстония, Словакия. С другой стороны проект поддержали такие партнеры «Газпрома» в Европе как: немецкие E.On и BASF, французская ENGIE, британо-нидерландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV. Они продемонстрировали уверенность в реализации проекта, подписав в начале сентября акционерное соглашение по «СП-2». Глава OMV Ре. Зееле в понедельник заявил, что реализация проекта пройдет в соответствии с Третьим энергопакетом Евросоюза, в чем ранее сомневалась, к примеру, Эстония.
Говоря о реализации «Турецкого потока», Крутихин отметил подвешенное состояние этого проекта. «Газпром» сделал в него очень крупные вложения, по оценке эксперта, следует говорить о 17 млрд. долларов. Расходы тянутся еще с нереализованного «Южного потока», где были проведены расчеты по приобретенным трубам и проложена сеть газопроводов по российской территории. В миллиард долларов обошлась аренда у компании Saipem судна для прокладки труб в море. Как отмечает эксперт, проблемой «Газпрома» остается то, что реализуемые им проекты являются скорее не коммерческими, а политическими. Запуская несколько многомиллиардных проектов, нет уверенности в их коммерческом успехе, что ведет к плохому финансовому положению компании.