Пожалуй, не было в Германии еще книги, автор которой столь же резко оценивал бы политическую деятельность президента Российской Федерации и столь же серьезно - угрозу, которую она способна принести остальному миру.
Книга, которая имеет недвусмысленное название «Почему мы должны остановить Путина», в которой говорится о «разрушении демократии в Российской Федерации и последствиях этого для государств Запада», вышла одновременно на двух языках, английском и немецком, всего несколько дней назад. По этой причине пока тяжело говорить о ее резонансе в обществе. Немецких критиков и публицистов, которые уже прочитали, поражает в первую очередь радикализм ее автора - бывшего чемпиона мира по шахматам, отправившегося в политику, ставшего одним из руководителей российской оппозиции и вынужденного выехать из Родины. Диктатор, агрессор, крестный отец мафии, - вот какие определения и эпитеты отыскал Гарри Каспаров для российского лидера. И это еще не все. Подробностями этого интересовались корреспонденты раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Нацистский вид Сочи?
Исторические параллели – проще говоря, не самое положительное дело. Проводить их необходимо чрезвычайно осторожно. Гарри Каспаров и здесь, как и в большинстве своих выводах и высказываниях, резок и прямолинеен. Не проводя сравнений между Путиным и Гитлером и отмечая, что он ни в коем случае не пожелает этого делать, Каспаров, однако, тут же напомнил, что Гитлер в 1936 году также не смотрелся тем «серийным убийцей», который позже спровоцировал Вторую мировую войну. Но нацистский режим уже на то время преследовал евреев, гомосексуалов, инвалидов, противников политики... Путин, со слов Каспарова, «перенял эту модель подавления» и законы выпускает точно такие же.
1936 год Гарри Каспаров вспомнил здесь не случайно. Ведь именно в то время в Берлине осуществились летние Олимпийские игры. Опять параллель - на сей раз с Олимпиадой в Сочи. «Осознанно или нет, - написал автор книги, - но путинский режим довольно точно следовал сценарию, который был написан в Берлине в 1936 году». Каспаров имеет здесь называет не только уступки символического характера, которые производила Москва в преддверии Игр.
Автор отмечает, что в отличие от московской Олимпиады 1980 года и пекинской - 2008-го, когда пропагандистские машины СССР и КНР проводили работу над демонстрацией и прославление «достижений» авторитарных государств и систем, в Сочи (как и в Берлине 1936 года) на авансцене находился один-единственный гражданин – «вездесущий фюрер» с его «амбициями и манией величия».
И еще одному смыслу служила «потемкинская деревня сочинской Олимпиады» (цитата из книги): затушевать подготовку к агрессии. В случае Путина ей подверглось Украинское государство. Когда «лакею Януковичу», написал Каспаров, не получилось прибрать Украинское государство к рукам, президент Российской Федерации решился на вооруженное вторжение. Гарри Каспарова возмутило, что ни после аннексии Крымского полуострова, ни после начала военных действий в восточных областях Украинского государства Запад не принял действенных мер в отношении агрессора.
«Президент Соединенных Штатов Америки просто смотрит, а Европа спит», - так он прокомментировал в интервью изданию Spiegel, посвященному публикации книги. «То, как ведет себя Запад с российским лидером, - это моральная и политическая капитуляция, - уверен Каспаров. - Обидно, что свободный мир упорно не проявляет желания учиться на ошибках прошедшего, когда связывается с диктаторами...».
Следует отметить, что во время всего своего документально-публицистического повествования он раздает, что можно назвать, всем сестрам по серьгам. Досталось не только Путину, Медведеву либо, сказать, Якунину. Досталось и политикам Запада - как прошлого («ослабевшему Рузвельту и бессильному Черчиллю», что отдали в Ялте Сталину Восточную Европу, и Чемберлену, осуществлявшему политику умиротворения Гитлера), так и настоящего: Саркози, Обаме, Ангеле Меркель (Angela Merkel), Романо Проди... Все они, как полагает Каспаров, занимают «соглашательскую» позицию в отношениях с Москвой. Он и здесь использует выражение «политика умиротворения», как принято называть политику Великобритании и Франции по отношению нацистской Германии 1930-х годов. Со слов Каспарова, тут нельзя не увидеть параллелей.
Рецепты холодной войны.
Концепцию партнерских связей с Кремлем он считает устаревшей, попытки провести разговор о совместных действиях в отношении «Исламского государства» в Сирии либо выработать единую позицию по отношению атомной программы Ирана - безнадежными. Не проводя уже разговора о соблюдении хоть каких-то мирных договоренностей по восточным областям Украинского государства, где Путин сам эту войну и разжег, как отметил Каспаров.
«Путину необходимы войны», - написал Каспаров. Нужны для того, чтобы отвлечь от экономической и нравственной деградации страны, для реализации своих великодержавных и националистических амбиций и просто потому, что «диктаторы не спрашивают «зачем?» прежде, чем захватывают еще больше власти. Они задают вопрос: «Почему бы и нет?».