Российские социологи утверждают, что главной проблемой россиян является память. Более детально о том, почему социологи считают память главной проблемой российских граждан, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает издание "Коммерсантъ", результаты опроса, проведенного "Левада-Центром", зафиксировали рекордное снижение уровня страха среди населения РФ – по 12 из 15 страхов показатели оказались самыми низкими, начиная с 1994 года. Россияне, несмотря на экономический кризис, не бояться нищеты, бедности, потери работы, потери своих сбережений. Не бояться они и стихийных бедствий. Снизились также показатели страха смерти, потери близких людей, и страха мировой воны. Одним из объяснений этому является очень короткая память россиян, живущих, как говорится, "в моменте", легко отвлекающихся на какие-то внешние раздражители, и оценивающих будущее, основываясь на текущих событиях.
По словам Льва Гудкова, директора "Левада-Центра", объем оперативной, короткой памяти у россиян составляет два-три года, после чего люди просто не удерживают события в своей памяти. Единственным институтом, задающим ритм времени в современной России является телевидение с очень коротким объемом памяти. Российские граждане плохо помнят те события, которые произошли пять лет назад, поскольку не ведется дискуссия, отсутствует проработка прошлого. К этому следует еще и добавить социальные сети, мало чем отличающиеся от телевидения по способу передачи информации.
Людмила Преснякова, директор проектов "инФОМа", утверждает, что память у россиян не только короткая, но еще и крайне избирательная – в частности, разного рода социальные травмы остаются в памяти достаточно свежими. Например, потеря сбережений – сперва в 1992 году, а затем и в 1998, вместе с кризисом 2008 года заставили российских граждан очень осторожно относиться к инвестициям, хотя с момента последнего кризиса прошло уже 7 лет.
После распада СССР начало российской истории сдвинулось с 1917 к 1940 году – Гудков.
При этом воспоминания о других событиях, произошедших в 90-х годах прошлого столетия, в памяти россиян мифологизируются и размываются. Гудков отметил, что в массовом сознании россиян история страны разорвана. Не так давно конструкция обрывалась в сознании российских граждан 1917 годом – до этой даты, по сути, было безвременье, в котором всеразмерность исторического времени соединялось в одно сплошное мифологическое прошлое. Это можно назвать "тысячелетней Россией", где нет времени.
Данная конструкция начала разрушаться после того, как распался Советский Союз, и в течение пяти-семи лет учителя в школах попросту не знали, что и как они должны преподавать. В этой связи в сознании у молодого поколения возникло "белое пятно", а также полные невоспроизводительность и разрыв исторической памяти. Основным событием стала победа в Великой Отечественной войне, и поэтому начало истории страны в сознании граждан сместилось с 1917 года ближе к 1940. При этом история заканчивается в 1991 году, поскольку после этой даты не было создано никаких институтов, которые бы описывали происходящие, а наиболее проблемная ситуация с молодыми людьми младше 25 лет, практически ничего не знающих о событиях 90-х, и живущих либо советскими мифами, либо ориентированными на западные страны.
Мифологизация прошлого является еще одним, весьма неприятным следствием короткой памяти. Гудков объясняет, что прошлое не является фильмом, созданным раз и навсегда фильмом – это фантомная реальность, причем, постоянно меняющаяся. Например, люди пожилого возраста видят советское прошлое в розовом цвете, ведь они в те времена были молоды. Одновременно с этим идеализированное восприятие прошлого становится основой критики настоящего. В Советском союзе, в "золотой век" правления Леонида Брежнева, многие запомнили свое чувство уверенности в будущем, при этом бедность повседневной жизни из памяти стерлась – негативный опыт забывается.
В первый раз данное явление было описано в 1960 году на примере Германии – там приобщенные к фашизму люди полностью забывали о жестокости режима. Однако в первых главах конституции ФРГ упоминается проработка прошлого, и это становится в стране социальной политикой.
Писательница Татьяна Толстая в ходе одной из лекций, посвященных советскому наследию, объяснила, что у людей ее возраста есть разные воспоминания: кто-то помнит то, что было, у кого-то воспоминания пристрастные, а некоторые помнят то, чего на самом деле не было. Она рассказала, как ее подвозил один шофер с совершенно странными представлениями о советской власти. Он, в частности, заявил, что работал при СССР инженером, и зарабатывал 980 рублей в месяц, тогда как в среднем по стране рядовой инженер получал в пределах от 120 до 220 рублей. Получается, что все его воспоминания на самом деле являются просто мечтой, опрокинутой в прошлое.
Из-за своей короткой памяти россияне обречены на безответственное финансовое поведение, на постоянную погоню за легкими деньгами, на постоянное обрастание новыми кредитами, на отказ от долгосрочных накоплений, на большую склонность к наемному труду, чем к открытию своего собственного дела, на очень наивную надежду на государство и на чрезмерный риск, тогда как государство обречено на вечный поиск краткосрочных решений.