Российский сорт нефти Urals все дешевеет и дешевеет, торгуясь уже около отметки в 40 долларов США за баррель, но РФ, подобно лидирующей в Организации государств – экспортеров нефтяного сырья (ОПЕК) Саудовской Аравии, не собирается понижать добычу. Об этом 16 ноября информирует «Биржевой лидер».
Глава Минэнерго России Александр Новак полон надежд уложиться в прогнозные показатели, содержащиеся в Энергетической стратегии. Об этом он громогласно заявил 13 ноября.
Сокращение нефтедобычи Российская Федерация, со слов Новака, не планирует, поскольку ориентируется на прогнозы, прописанные в тексте Энергетической стратегии еще на 20 лет вперед до 2035 года: уверенное сохранение ежегодной добычи нефти в 525 миллионов тонн. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что в среднем за десять месяцев текущего года добывается ежесуточно на российских просторах 10,7 миллиона баррелей.
На фоне недавнего заявления руководителей ОПЕК и планируемого в начале декабря совещания участников этого картеля слова Александра Новака особенно значимы.
Государства ОПЕК намекнули уже, что доля планетарного рынка менее 40% совсем не устраивает их и что снижение добываемых углеводородов должны проводить не входящие в нефтекартель страны. Но российскими властями, похоже, двигает не столько стремление добиваться сохранения своей рыночной доли, сколько желание восполнения нехватки валюты. При этом Кремль продает нефть, предлагая какие угодно низкие цены.
Следует напомнить, что в сентябре кувейтский министр нефтедобычи Али Аль-Омар заявил, что страны из ОПЕК не желают брать ответственность на себя за всякие решения в деле урегулированию нефтяных цен: для их восстановления необходимо, чтобы государства вне картеля решились на сокращение добычи этого вида углеводородного сырья. ОПЕК же в данной ситуации не только не уменьшает добычу, но и превышает по факту собственные совокупные суточные квоты время от времени, установленные на уровне в тридцать миллионов баррелей.
На прошедшей неделе генеральный секретарь ОПЕК господин аль-Бадри поведал, что его организация не даст согласие на свою долю в нефтяном рынке менее сорока процентов. Им подчеркнуто, что если даже картель и квоты сократит, допустим, на полтора миллионов баррелей в сутки, то это не поможет все равно восстановлению баланса предложения и спроса.
Более серьезные сокращения добычи участниками ОПЕК не обсуждаются даже. Наоборот, в соответствии с данными информагентства Bloomberg, картель получил весьма законный юридический и политический повод для повышения квотирования в виде возвращения Индонезии в состав этой структуры. Логика здесь проста: если больше членов, то и выше будет вся нефтедобыча картеля. В ином случае для Индонезии кто-нибудь из участников ОПЕК обязан будет жертвовать рыночной своей частью, однако очевидно, что в одиночку на это никто не согласится.
Интересно и то, что некоторыми странами ОПЕК ведется уже в данный момент подготовка к осуществлению своей ключевой роли в будущем процессе стабилизации углеводородного рынка. Речь, похоже, идет, про стабилизационный процесс, который начнется вскоре после окончания ценовой войны экспортеров на мировом рынке углеводородов. По этому поводу на прошлой неделе министром энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлем аль-Мазруи было дано пояснение: «Нами продолжается инвестирование в отрасль, тогда как международными компаниями отменяются собственные проекты. Поэтому мы обязаны быть в состоянии готовности к поставкам на рынки тех объемов нефти, в добывание которых идут инвестиции сейчас – в тот момент, когда понадобится это для сбалансирования рынка. В этом и проявляется роль ведущих нефтепроизводителей, будь то ОАЭ или же Саудовская Аравия».
Про разбалансировку предложения и спроса говорится также и российскими нефтяниками. Как пояснялось в начале текущего месяца главой «Роснефти» Игорем Сечиным, предложение превышает спрос сейчас в сутки на более, чем 1 млн барр. И подобный дисбаланс грозит сохраниться, по оценкам Сечина, вплоть до начала 2017 года. С его слов, дисбаланс приводит не только к уменьшению нефтяной цены, но и к другим рискам, которые связаны с возросшей конкуренцией и неопределенностью.
При этом руководитель «Роснефти» не ожидает особенных проблем у занимающихся сланцевыми добычами нефти американских фирм. По словам Сечина, совокупные долги у 25 подобных компаний достигают 150 миллиардов долларов США. У них, однако, имеется возможность путем продления кредитных займов и существующего механизма хеджирования переждать неблагоприятный период с низкими ценами – до 2017 года по крайней мере.
Однако заявления про стремление не сокращать никак добычу – это одно, а другое – действительная возможность удержания ее даже на текущих уровнях. Около месяца назад Новак сделал признание, что российская нефтедобыча в 2017 году может начать падать из-за налоговых удержаний и изъятий. Мол, это инерционные процессы, недоинвестиции в 2016-м году повлияют и на показатели 2017-го года. Таким образом, главная задача нефтяной промышленности РФ видится вовсе не в увеличении собственного присутствия на рынках, а в недопущении резких сокращений нефтедобычи.