Экс-министр финансов России Алексей Кудрин на днях утверждал, что правительство Российской Федерации было обязано растянуть процесс перевооружения своей армии на более долгие сроки и таким образом экономить поменьше на здравоохранении и образовании. Об этом 23 ноября информирует «Биржевой лидер».
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) может сделаться драйвером экономического развития РФ или как минимум поставлять новые технологии.
Однако для этого кремлевским властям необходимо создание более прозрачных и рыночных механизмов деятельности ОПК. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что таковыми были тезисы прошедшей 22 ноября публичной дискуссии с участием двух влиятельных российских экономистов Алексея Кудрина и декана факультета экономики МГУ Александра Аузана на третьем «Общероссийском гражданском форуме».
Это мероприятие проводится патронируемым Кудриным КГИ. Данная аббревиатура означает Комитет гражданских инициатив.
В публичном диалоге Кудрин и Аузан рассуждали про стратегии развития Российской Федерации.
Они поподробнее остановились на тех мотивах, которые лежат в основе работы правительства России, выделяющего огромнейшие деньги военному сектору: в будущем году расходы оборонки подрастут на 0,8% (и в денежном выражении составят 3 триллиона 145 миллиардов рублей), при этом расходы на цели здравоохранения уменьшатся на восемь процентов, а на образовательные нужды - на восемь с половиной процентов.
Александр Аузан напомнил, что им недавно был в Сочи представлен доклад про результаты опроса свыше сотни участников в Экспертном совете при правительстве: каким образом видят они наиболее нужные и желаемые итоги в инвестиционном развитии, и как им видятся наиболее вероятные варианты такого развития.
И были там замечательные вещи. Всеми говорилось, что нужно вкладываться в человеческий капитал прежде всего, затем уже в инфраструктуру и лишь в третью очередь в ОПК. Но когда же экспертов спросили, какой сценарий будет воплощен с большой долей вероятности, то они заявили противоположное: ОПК – на первом месте, затем, может быть, российские дороги, а образованию и здравоохранению отвели только третье место.
В этой связи Алексей Кудрин уточнил, что проблемы распределения бюджета обороны, по поводу которых он находится непрерывно в полемике с Кремлем и которые стали одними из причин его отставки, не сводятся только, конечно, к тому, что всем так удобнее, что непрозрачно это, и что могут на этом подзарабатывать какие-то родственные фирмы и компании.
У некоторых кругов политической российской элиты бытуют представления про то, что Российская Федерация должна обладать очень сильной армией – в силу огромности собственной территории, не самых простых соседей и непростых планетарных вызовов. РФ имеет исторически паритет в обладании вооружениями с США.
В этом смысле, как считает бывший министр финансов, это есть более сложной темой, потому что многими расценивается она как стратегическая. Когда он дискутировал по ее поводу, то произносил: да, он согласен с присутствием в России физической изношенности вооружений, доставшихся от советской эпохи, так что есть разумность в требованиях перевооружения, поскольку наличествуют уже в мире новые оружейные технологии.
Это, безусловно, надо. Но экс-глава финансового ведомства РФ предлагал проведение такого перевооружения не за десяток, а за полтора десятка лет, не нанося одновременно ущерба нацбезопасности и никак не перекрывая также необходимого, как воздух, развития в человеческом капитале и инфраструктуре, создающих новые импульсы для российской экономики. Все дело в том, что горизонты принятия правительственных решений простираются на срок в три года. И если смотреть на проблемы с точки зрения трехлетки, то, действительно, тогда может порой показаться, что нет необходимости вкладываться в образовательные проекты, поскольку это есть инвестиции с отложенными результатами. Прок будет от этого через десятилетие, и то не совсем факт. В строительство дорог вкладываться интереснее уже под углом трехлетних перспектив. Наконец, вкладываться в ОПК еще больше интересно, так как, во-первых, это актуально политически, а во-вторых, непрозрачные это и закрытые по сути схемы.
Во многом по этим причинам Кремль пришел к выводу, что в РФ, дескать, не хватает промышленных линий и возможностей для заметного рывка в сфере вооружений и предложил восстановить возможности ОПК. И тогда к уже увеличенным сильно оборонным заказам еще добавили три триллиона рублей для улучшения производственных оружейных технологий посредством внесения средств в уставной капитал предприятий оборонной промышленности, огосударствив их тем самым. Они все, по оценкам Кудрина, сделались квазинационализированными фактически, при этом рентабельность по заказам оборонных проектов оказалось лишь несколько процентов. Это же затормозило воплощение в жизнь перспектив развития таких заводов, так как они становятся непривлекательными объектами для инвестиций.
Посредством подобной практики в оборонных заказах, со слов Алексея Кудрина, ОПК в РФ стал еще более государственным и оторванным от рынка. Экс-министр финансов предлагает движение в обратном направлении: создать оборонный рентабельный заказ и уменьшить его государственную долю, чтобы пошли инвестиции под гарантированные властями выплаты.