Правительство Российской Федерации ожидает, что в следующем году экономика государства вырастет на 0,7 процента. Но чиновники Центробанка и эксперты полагают, что для такого рода надежд сегодня оснований нет, ведь потребительский спрос и инвестиционная активность продолжают снижаться.
Выживанию бизнеса в 2016-м было посвящено открытое заседание отраслевого отделения «Деловой России», прошедшее вчера. В частности, чтобы выжить в кризис, эксперты советуют перевести работников на неполный рабочий день. Лариса Покачалова, вице-президент «Деловой России», открывая заседание, заявила о полезности подобной площадки, где при помощи экспертного сообщества и в неофициальной обстановке есть возможность обсуждать особенности сегодняшних реалий, а также предлагать варианты поддержки бизнеса.
На вчерашнем круглом столе выступающие банкиры и эксперты сошлись во мнении, что надеяться на подъем экономики в 2016-м по меньшей мере наивно. Соответственно, и бизнес - особенно самый уязвимый малый и средний (МСБ) - должен быть готов к худшему.
Предпосылок для роста нет.
Однако власти Российской Федерации прописали на будущий год рост российского ВВП на уровне 0,7 процента. Такой рост отмечен в проекте бюджета-2016, который недавно Госдума приняла в 1-м чтении. Но на вчерашнем заседании эксперты обсуждали несколько другие бюджетные параметры. В аналитической справке, которая была подготовлена компанией «Градиент Альфа» к заседанию, отмечается, что, согласно прогнозу МЭР, рост ВВП РФ в 2016-м составит 1,2 процента. По словам Анатолия Аксакова, главы Ассоциации региональных банков, предпосылок для роста российского ВВП нет.
«Два ключевых фактора, которые поддерживают экономику, - потребительский рост и инвестиции - сжимаются. Где же в такой ситуации возьмется рост? Согласно моим оценкам, российский ВВП продолжит падать - на 1,5–1,7 процента. В лучшем случае - это демонстрация нулевого роста», - отметил Аксаков. Также он подчеркнул, что, наверное, самый наиболее реальный параметр федерального бюджета-2016 - это ожидания по инфляции: «Он рассчитывается с нынешней высокой базы. Вряд ли случится катастрофический рост цен. Помимо этого, на инфляцию оказывает влияние снижение спроса». Следует отметить, что, в бюджете на 2016-й прописывается, что инфляция будет 6,4 процента.
Также Аксаков упомянул отрицательную динамику по кредитованию реального сектора, а особенно в секторе МСБ: «Если в июне месяце мы преодолели минусовые значения и даже продемонстрировали прирост на 7,5 процента, то в сентябре-октябре опять ушли в минус - до -0,4 процента. Это случилось по нескольким причинам. Во-первых - снижается спрос на кредиты. Во-вторых, банки более жестко начали относиться к потенциальным заемщикам». Согласно словам Аксакова, «настораживает позиция регулятора»: «Он по-прежнему раздает преференции первой десятке банков, которые и так получили хорошую докапитализацию из государственной казны. А ведь МСБ в основном кредитуется в региональных банках. Сегодня эти фининституты даже не просят дополнительных денег. Им надо, чтобы изменились стандарты секьютеризации и кредитования. На мой взгляд, Центральному банку России не хватает оперативности, гибкости в принятии подобных решений».
Вместе с тем Аксаков отметил, что некий позитив в плане поддержки МСБ все-таки намечается: «В декабре депутаты Госдумы должны принять закон касательно иммунитета на проверки для предприятий, которые имеют высокие показатели оборота и прибыли. Помимо этого, мы планируем на законодательном уровне облегчить доступ малых предприятий к госзаказе и госзакупкам».
Вся надежда на нефть.
Игорь Дмитриев, являющийся директором департамента денежно-кредитной политики ЦБ, в свою очередь, отметил, что Центробанк продолжит поддерживать курс нацвалюты. Это будет делаться, в частности, для сбалансированного роста экономики. Дмитриев полагает, что чрезмерной волатильности национальной валюты в 2016-м не будет. Он отметил, что как только в Центробанке зафиксируют замедление инфляции, будут понижать ключевую ставку: «По нашему мнению, это сможет оживить рост потребительского спроса и экономики в целом».
Однако рассуждения об отложенном спросе - это тоже достаточно оптимистичное предположение, поскольку доходы граждан продолжают падать. Согласно данным Bank of America Merrill Linch, в 1-м полугодии 2015-го зарплаты в России упали на 33 процента против такого же прошлогоднего периода. Речь идет о заработных платах в долларовом выражении. Специалисты указанного банка ранее заявляли, что в 1-м полугодии 2015-го заработная плата в РФ в среднем составляла 565 долларов в месяц против 840 долларов в 1-м полугодии 2014-го.
Следует отметить, официальная статистика такого падения реальных заработных плат не фиксирует. Согласно данным Росстата, в 1-м полугодии этого года реальные зарплаты снизились на 8,5 процента против такого же прошлогоднего периода. Но и это, как отмечают эксперты, тоже серьезное снижение. Также не вселяет оптимизма и статистика бедности: уровень бедности уже вырос до 14 процентов. Согласно словам Андрея Мовчана, являющегося руководителем программы «Экономическая политика» Центра Карнеги, оживление в российской экономике начнется при нефтяной цене выше 100 долларов за баррель. И опять основная надежда для российской экономики - рост нефтяных цен.
Автор: Екатерина Кравец