По мнению журналиста Олега Кашина, присутствие в команде президента РФ экс-главы Минфина Алексея Кудрина является намеком на возможную либерализацию Российской Федерации. Более детально о том, почему Кашин видит в присутствии в команде российского президента бывшего министра финансов намек на возможную либерализацию страны, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает Олег Кашин в статье, опубликованной интернет-порталом Deutsche Welle, рассуждения о налогах и о сокращении социальных расходов является прямой профессиональной обязанностью нынешнего главы Минфина РФ Антона Силуанова, однако при этом нигде не говориться о том, что министр свои рассуждения на данные темы может оформлять как политические заявления. Между тем как раз это и произошло – глава финансового ведомства в интервью информагентству Reuters назвал "непростым общественным выбором" перспективу сокращения социальных трат или повышения налогов. При этом Силуанов добавил, что данный вопрос должен быть включен в программу следующего главы государства.
По мнению Кашина, данное заявление можно смело называть сенсацией, поскольку у чиновников столь высокого уровня в современной России вообще не принято публично рассуждать о том, что в стране может быть новый президент. Такого рода заявления как бы ставят под сомнение несменяемость нынешнего хозяина Кремля. Более того, если логика выстраивается так, что будущему президенту нужно будет принимать какое-то весьма непростое решение, значит, Владимир Путин сам не может справиться с данной проблемой.
Впрочем, спустя всего лишь несколько часов после сенсационного интервью министра финансов появилась и возможная разгадка его весьма неожиданной смелости – согласно утекшей из Кремля информации, Алексей Кудрин, предшественник Силуанова на данном посту и его покровитель, вскоре может занять какую-то высокую должность в Администрации президента.
Кудрин сохранил хорошие отношения с президентом, и вместе с тем, он хорошо себя чувствует и в стане критиков Путина – Кашин.
Кудрин в Кремле – по всей видимости, именно так, и никак иначе сегодня может выглядеть некое подобие политической оттепели, на которую мог решиться президент. Экс-министр, ушедший из правительства четыре года назад, занял весьма странную и вместе с тем уникальную нишу в провластном пространстве Российской Федерации. С одной стороны, бывший руководитель финансового ведомства сохранил очень хорошие отношения с Путиным, при этом во время устраиваемых главой государства "прямых линий" эти хорошие отношения непременно демонстрируются российскому обывателю: на данные мероприятия непременно приглашают Кудрина, чтобы он задал какой-то очень острый вопрос.
Владимир Путин, в свою очередь, неизменно намекает бывшему министру, что тому не стоит рассчитывать на должность главы правительства. До сих пор истинный смысл всех этих спектаклей остается непонятным, однако как бы там ни было, вся Россия при этом видит: Путин и Кудрин продолжают общаться, и глава государства, если что, может и прислушаться к мысли экс-главы Минфина.
Одновременно с этим Алексей Кудрин очень хорошо себя чувствует и в стане критиков нынешнего президента. В 2011 году он приходил на проспект Сахарова, чтобы на оппозиционном митинге выступить с какой-то невнятной речью, но в итоге был попросту освистан собравшимися. Но прошло четыре года, и за это время отношения бывшего министра с представителями оппозиции значительно улучшились.
В настоящее время Кудрин является руководителем едва ли не наиболее влиятельной в России легальной структуры – "Комитета гражданских инициатив" – в которой нашлось место и для оппонентов нынешней власти. Не так давно комитет проводил свой "гражданский форум " в российской столице, в котором принимал участие даже один из представителей партии Алексея Навального. При этом Кудрин публично подтвердил – данное мероприятие было санкционировано Администрацией президента.
В конце 2015 года у президента РФ остался в распоряжении всего лишь один способ для того, чтобы не совершить либерализацию, а хотя бы на нее намекнуть – это позвать на работу в Кремль Кудрина. Позвать именно в Кремль, даже не в правительство, последнего из своих знакомых, кто не скатился в столь привычное для российских чиновников самого высокого ранга мракобесие. Возвращение такого человека в российскую власть может стать символом перехода Кремля к новой политике, когда критиков власти уже не объявляют врагами России.
У Путина нет второго такого знакомого, да и сам экс-глава Минфина за четыре года ожидания, скорее всего, подрастерял определенную часть своего либерализма. Однако никаких идей, даже чисто гипотетических, у хозяина Кремля в настоящее время, судя по всему, уже не осталось, поскольку он слишком уж долго выстраивал свою команду, основываясь на принципе личной преданности, и слишком долго боролся даже с возможностью услышать от кого-либо критику в свой адрес или какие-то возражения. В итоге Путин сам оказался заложником своей собственной путинометричной системы, и в данной системе возвращение Алексея Кудрина является максимально допустимой "революцией сверху", на которую только способна такая система.