В среду премьер Турции Ахмет Давутоглу в ходе своего выступления перед бизнесом сказал, что Анкара разработала и готова ввести меры компенсации ущерба от объявленных российскими властями экономических санкций. «Меры готовы, чтобы компенсировать ущерб. В случае необходимости мы сделаем соответствующие шаги», - отметил он и, обращаясь к российской стороне, добавил: «Давайте не будем портить отношения санкциями». Глава турецкого правительства не уточнил, о каких мерах идет речь.
Орхан Газигиль, пресс-секретарь посольства Турции в Москве, пока не комментирует планы Анкары. Однако он указал на заявление руководителя турецкого МИД Мевлюта Чавушоглу (вчера после встречи с Сергеем Лавровым в Белграде Чавушоглу заявил, что «у Турции пока нет решения вводить против РФ ответные меры). Сам Лавров пока тоже не комментирует, обсуждался ли вопрос санкций со стороны Турции во время его встречи с турецким главой МИД.
Между тем, как пишет «Коммерсант», ссылаясь на источники среди автоконцернов, Минпромторг стал просчитывать риски еще до заявления турецкого премьера.
На текущей неделе ведомство рекомендовало «проанализировать возможности переориентации поставок автокомпонентов» и интересовалось, за сколько времени это можно сделать. Как сообщают источники, рекомендации Минпромторга «не связаны с возможностью запрета с российской стороны на поставки компонентов из Турции». Министерство «опасается ответных санкций от Турции», которые в том числе могут быть направлены как раз на поставки автокомпонентов, значительно зависимых от импорта, поэтому «хочет хеджировать риски». Минпромторг на запрос «Ъ» ответа не дал. Официально ситуация в автоконцернах не комментируется.
Россия опасается турецких санкций.
Российская сторона пока не планирует вводить запрет на поставки турецких промтоваров - об этом говорил Игорь Шувалов, первый вице-премьер. Впрочем, Аркадий Дворкович (вице-премьер) добавлял, что Минпромторгу было дано поручение проработать список ограничений по промышленным товарам, «который в случае необходимости может быть введен в действие». «В настоящее время турецкие автокомпоненты и комплектующие идут без задержек через таможню», - уверял в среду Владимир Малинин, первый замглавы ФТС РФ. Однако источники издания в автопроме отмечают, что в связи с усиленным таможенным контролем проблемы с ввозом автокомпонентов, которые начались после введения российских санкций, сохраняются, несмотря на то, что промтовары не попали в санкционный список.
Следует отметить, что Турция является одним из самых крупных экспортеров автокомпонентов в мире. Согласно данным Ассоциации экспортеров автопрома Турции, в прошедшем году экспорт автокомпонентов и транспортных средств составил 800 миллионов долларов, из которых на компоненты пришлось 440 миллионов долларов. Как следует из статистических данных Евразийской экономической комиссии, за 9 месяцев объем импорта турецких автокомпонентов в Россию в денежном выражении составил 136,1 миллиона долларов (в целом импортировано на 3,06 миллиарда долларов).
Компоненты из Турции поставляются для большей части локализованных автопроизводителей, в том числе для КамАЗа, АвтоВАЗа, альянса Renault-Nissan. При этом для многих автоконцернов идет речь о ключевых узлах и компонентах - так, согласно данным источников издания, КамАЗ получает турецкие карданные валы. Импортируются также и готовые автомобили, прежде всего Verso и Toyota Corolla. Раньше из Турции поставляли легкие коммерческие автомобили Ford. С 2013-го на турецкие фургоны распространяется антидемпинговая пошлина 11,1 процента, однако при этом с 2012-го Ford выпускает их на территории РФ.
Негативная реакция.
Реакция отрасли на рекомендации Минпромторга была отрицательной, как рассказывают источники «Ъ». Компании начали «собирать убедительную доказательную базу, которая объяснит, что этого делать не стоит». Собеседники издания подчеркивают, что зарубежным автоконцернам, работающим в РФ, заменить поставщиков будет гораздо проще, нежели российским автозаводам, так как они имеют поставщиков аналогичных деталей в иных государствах. Однако в одном из локализованных на российской территории автоконцернов говорят, что «есть много деталей, которые отличаются особой спецификой», поэтому понадобится какое-то время для согласования технических норм. Помимо этого, для многих комплектующих при замене поставщика понадобится новая сертификация. Согласование планов, поиск новых партнеров, сертификация могут стать причиной остановки производства, а также роста конечной стоимости машин. Однако Владимир Беспалов («ВТБ Капитала») сомневается, что турецкая сторона закроет экспорт автокомпонентов, так как это ударит как по российской экономике, так и по мировым автоконцернам в целом.
Более решительно готовятся к возможным контрсанкциям зерновики. Источник в одной из трейдерских компаний отмечает, что многие участники рынка приостановили подписание договоров с турецкой стороной на экспорт зерна. «В настоящее время зерно вывозится по декабрьским контрактам, однако на январь контракты пока не заключаются», - уточнил собеседник издания. Андрей Сизов, являющийся руководителем аналитического центра «Совэкон», поясняет ситуацию как раз тем, что экспортеры боятся ответных мер с турецкой стороны. «Сейчас по действующим контрактам компании стремительно вывозят зерно»,- отмечает Сизов.
Автор: Екатерина Кравец