Еще в прошлом году Владимир Путин рассказывал средствам массовой информации, что кризис будет проходить два года, а после этого последует неизбежный «отскок в плюс», имеющий связь с повышением спроса на энергоносители. Теперь глава государства не рассчитывает ни на повышение цен на нефть, ни на скорое восстановление экономического сектора.
Подобный вывод прямо исходит из набора тезисов экономической части Послания, с которым президент России вчера обратился к Федеральному собранию. Условием развития государства глава назвал изменение структуры в секторе экономики Российской Федерации, которое, как известно, не осуществляется ни за один год, ни за три. Также он стал требовать от властей не выходить за пределы трехпроцентного бюджетного дефицита. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Форекс, биржи и курсов валют» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
У экономики Российской Федерации в прямом смысле слова не остается надежд на нефтяное чудо – в него уже, вероятно, не может поверить и Владимир Путин.
Таков один из основных пунктов экономической части вчерашнего Послания Федеральному собранию. Изначально, правда, президент заявил, что, невзирая на всю тяжесть обстановки, в экономическом секторе государства происходят положительные изменения: стабилизация промышленного производства и курса валюты, тенденция к понижению инфляции, уменьшение оттока капитала в сравнении с прошлым годом. «Но это не означает, что требуется успокоиться и ожидать, что теперь все чудесным образом поменяется, либо просто ожидать, когда повысятся нефтяные цены. Такой подход в принципе неприемлем», – отметил глава государства. В прошлом году у управления государства был прямо противоположный подход.
К примеру, в прошлогоднем Послании Федеральному собранию о динамике цен на нефть напрямую практически не говорилось. Только вскользь упоминалось, что в перспективе «время тяжелое, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте». «Так называемые санкции и внешние ограничения» – стимул для более эффективной работы.
А на прошлогодней декабрьской пресс-конференции Владимир Путин уже уверенно рассказывал, что «отскок в плюс… неизбежен». Российскую Федерацию вытянет за собой повышающийся мировой сектор экономики, который увеличит спрос на энергоресурсы. «Сколько на это будет необходимо времени? При самом неблагоприятном стечении обстоятельств я полагаю, что года два», – рассказывал Владимир Путин.
Глава государства перечислил, какие направления экономической политики обязаны стать сегодня основными. Среди этих направлений: изменение структуры экономического сектора и повышение конкурентоспособности предприятий не только в секторе сырья, денежная поддержка направлений из зоны риска (строительства, автомобилестроения, легкой промышленности, железнодорожного машиностроения), «справедливый принцип оказания социальной помощи», чтобы ее могли получать те, «кто в ней действительно нуждается», укрепление доверия между правительством и бизнесом, улучшение делового климата и, к завершению, «сбалансированность бюджета».
Слова главы государства про бюджет стали чуть ли не самыми основными. «По результатам выполнения федерального бюджета следующего года его дефицит не обязан превышать 3 процента внутреннего валового продукта, даже если наши доходы станут ниже рассчитываемых», – говорит Путин. «Это, конечно, не самоцель, а самое важное условие макроэкономической устойчивости и денежной независимости государства», – уточняет он. То есть Министерство финансов получило карт-бланш на радикальное понижение расходов, учитывая социальные. Ведь «справедливый» – адресный – принцип социальной поддержки значит не что иное, как ее понижение: группа людей, которые способны подтвердить, что они в самой действительности нуждаются в поддержке, может оказаться ничтожно малой.
Немногим раньше министр финансов Антон Силуанов в разговоре со средствами массовой информации уже делал предупреждение, что удешевленная нефть способна привести к денежной дестабилизации и существенному разрастанию дефицита казны сверх критического показателя 3 процента внутреннего валового продукта. В бюджет-2016 заложено, что нефть России в грядущем году будет стоить в среднем 50 американских долларов за баррель.
Так, сегодня 4 декабря 2015 года, по состоянию на 10:50 по МСК нефть марки Brent торгуется на бирже за 43,77 американского доллара за баррель. «В среду нефтяные котировки понижались даже ниже 43 долларов США за баррель, достигнув тем самым минимума нынешнего года», - пояснили аналитикам раздела «Новости Форекс, курсов валют и биржи» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» в пресс-службе брокерской компании Orbex.
В то же время бизнес-сообщество назвало основными в Послании главы государства немного другие заявления. К примеру, что «власть должна… видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнеров». Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал важными тезисы, имеющие связь с закошмариванием бизнеса, – о понижении проверок и декриминализации перечня статей Уголовного кодекса.