По мнению бизнесменов, наиболее серьезные вызовы перед экономикой России ставят не санкции, введенные западными странами, а сами российские чиновники. Более детально мнение бизнесменов, считающих, что российские чиновники ставят перед экономикой РФ более серьезные вызовы, нежели западные санкции, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал Deutsche Welle обращает внимание на слова бизнесменов, предупреждающих: внешние угрозы, стоящие перед Российской Федерацией, меркнут в сравнении с имеющимися внутренними проблемами.
Дискуссия в ходе организованного 8 декабря в Торгово-промышленной палате круглого стола МЭФ в конечном итоге едва не переросла в потасовку. Главным вопросом, который намеревались рассмотреть организаторы мероприятия, должен был стать вопрос смены экономического курса в качестве ответа на существующие внешние угрозы, но присутствовавшие на круглом столе бизнесмены заявили: для России не существует никаких внешних угроз. Они объяснили, что все угрозы для российского бизнеса являются только лишь внутренними, и исходят эти угрозы от чиновников, а присутствовавший на мероприятии депутат от правящей "Единой России" пытался дать ответ на претензии представителей бизнес-кругов.
Константин Бабкин, сопредседатель МЭФ, президент промышленного союза "Новое содружество" и модератор дискуссии, открывая круглый стол, заявил, что либеральный экономический курс, проводимый в стране в течение последних 25 лет, на самом деле оторван от реальности, и особенно очевидным это стало сейчас, когда стране пришлось столкнуться с внешними вызовами. Бабкин отметил, что, судя по недавнему посланию президента страны Федсобранию, это признал даже Владимир Путин.
"А это означает, - заявил модератор, - что настало время для реальных действий – в частности, для создания в России условий для развития производства в несырьевых секторах экономики страны, для снижения налогов, для более доступных ресурсов, для поддержки отечественных образованиями науки, для поддержки российских производителей. МЭФ создал документ, получивший название "Хартия 2016", в котором в лаконичной форме приведены идеи экспертов относительно перехода к "экономике развития".
Для России внешняя угроза есть только в телевизоре.
Остальным докладчикам Бабкин предложил высказать свое мнение о "Хартии", а также присоединиться к ней, однако весьма неожиданно дискуссия в ходе круглого стола развернулась в совершенно ином направлении. Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group, получив слово, сразу же заявил, что он не видит никаких внешних вызовов, которые бы проявлялись в виде конфронтации с зарубежными деловыми партнерами. Он подчеркнул, что знает, о чем говорит, поскольку 9 лет ведет бизнес в Китае, Чехии, Бельгии и в Болгарии. Если выключить те новости, которые показывает российское телевидение, то о наличии внешней угрозы для страны можно вообще забыть. По мнению предпринимателя, разговаривать нужно о внутренних вызовах, потому что по российской экономике "нокаутирующие удары" наносятся самим государством.
Потапов в подтверждение своих слов перечислил введенное правительством "эмбарго", нацеленное, на самом деле, на передел рынка, и выгодное только лишь присосавшимся к власти отдельным компаниям. Помимо этого он добавил, что в России запредельные процентные ставки по кредитам были установлены вовсе не Бараком Обамой, равно как и закон об уничтожении попадающих под санкции продуктов питания и так называемый "налог Ротенберга". Все перечисленные удары по отечественной экономике, подчеркнул бизнесмен, являются искусственными.
Владимир Гутенев, присутствовавший на круглом столе депутат-"единорос" посчитал необходимым ответить на данные обвинения. Он подчеркнул, что в настоящее время внешние вызовы, стоящие перед страной, превалируют над внутренними, а реализуемая западными странами политика сдерживания сейчас уже перешла в "горячую" фазу. Депутат поинтересовался у Потапенко, знает ли тот о контракте на поставку газотурбинного оборудования, разорванного Германией и Украиной, а также предложил не говорить о " не нарушающем никаких законов белоснежном российском бизнесе".
В ответ предприниматель, возмутившись, заявил, что его "лечат", как нужно вести бизнес уже 25 лет. Предприниматель подчеркнул, что только это он и слышит, когда заходит в какой-либо кабинет, и депутат это поймет тогда, когда будет возглавлять собственный бизнес, а не комиссию Государственной Думы. Потапенко сравнил бизнес и государство с коровой и мясником. Мясник, ласково заглядывая в глаза животному, держа при этом у его горла нож, интересуется, что сегодня будет: молоко или говядина. Он также заявил, что в 90-е годы было гораздо легче решать вопросы с бандитами, нежели сегодня заниматься решением вопросов с официальными проверяющими.
Павел Грудинин, возглавляющий "Совхоз имени Ленина", поддержал Потапова. Он рассказал, как пожарные однажды хотели закрыть весь совхоз из-за того, что дверь в совхозном общежитии, как им показалось, была несколько уже, чем требуется. Грудинин заявил, что вместо изучения мировых проблем и внешних угроз нужно заниматься поиском собственных точек роста, и такие точки зачастую находятся тогда, когда имперские амбиции заканчиваются.