Экономика Российской Федерации может пойти в рост уже в грядущем году. Такими словами старался ободрить в среду сенаторов на «правительственном часе» в Совете Федерации руководитель Министерства экономического развития Алексей Улюкаев. «Точку падения мы прошли где-то в середине текущего года. И еще полтора месяца назад хорошим тоном было над этим посмеиваться, а в настоящее время уже все соглашаются с тем, что мы прошли минимальную точку», — похвалил Улюкаев возглавляемое им ведомство за социально-экономические прогнозы.
Из слов министра следовало, что кризис в Российской Федерации оказался не таким устрашающим, как пугали специалисты и отдельные политики. К примеру, падение внутреннего валового продукта составит по результатам нынешнего года не 3,9 процента, как прогнозировалось ранее, а 3,7 процента. И эта разница в десятые процентов не способна не радовать Улюкаева. Тем более что уже в грядущем году Министерство экономического развития ожидает повышение внутреннего валового продукта как минимум 0,76 процента. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Нельзя называть катастрофической и обстановку с инвестициями в ключевой капитал, сокращение которых не превышает в нынешнем году 7 процентов. «Мы ждали глубокого инвестиционного падения, у нас цифра стоит 9,9 процента в прогнозе. Практическое значение на текущее время — это 5,7 процента. Это абсолютно новая ситуация, и во многом это имеет связь с тем, что наши компании получили положительный денежный результат», — рассказывает министр.
Траекторию падения демонстрирует, с его слов, и уровень инфляции, которая не способна превысить по результатам годам 12,5 процента. Ко второму же кварталу следующего года Министерство экономического развития прогнозирует инфляцию ниже 10 процентов, а к 2017 году она и вовсе обязана упасть до 6,4 процента. При прогнозируемой этим министерством среднегодовой стоимости барреля нефти в 51,5 американского доллара, жизнь в государстве в грядущем году должна в очередной раз наладиться. И сам Улюкаев, вероятно, в этом не сомневается.
Однако на прямой вопрос спикера Совфеда Валентины Матвиенко об ключевых драйверах экономики в грядущем году министр так и не дал конкретного ответа. Взамен он долго рассуждал о позитивных тенденциях социально-экономического развития, которые выражаются в повышении финансового состояния компаний, оживлении инвестиционного роста и тому подобном.
Единственное, что провоцирует беспокойство Улюкаева, так это продолжающееся понижение потребительского сектора экономики, спровоцированное инфляцией и, как следствие, понижение действительных доходов населения. Причем, с его слов, значительных улучшений по действительным доходам граждан не стоит ждать как минимум на протяжении трех лет. «Провал на 10 процентов так быстро не восстанавливается», — говорит министр.
Невзирая на это, Улюкаев считает возможным добиться в Российской Федерации уже в самые скорые годы повышения внутреннего валового продукта на 3-3,5 процента в год. Одними из приоритетных в Министерстве экономического развития считают направления, имеющие связь с поддержкой несырьевого экспорта, инвестициями в долгосрочные проекты, а также развитие малого и среднего бизнеса.
Однако, как стало известно, именно со вторым дела в государстве обстоят не совсем хорошо, хотя сформирована и работает соответствующая государственная корпорация, действуют налоговые льготы и так далее. В чем проблема, не стал пояснять даже пришедший на заседание Совета Федерации бизнес-омбудсмен Борис Титов. Вместо этого он предоставил сенаторам программу по преодолению в государстве системного кризиса, в основу которой заложена некоторая модель «одинаковых реформ», успешно апробированных иностранными государствами.
В отличие от него, отдельные сенаторы оказались более конкретнее. Их, к примеру, интересовали сложности, с которыми предприниматели сталкиваются при попытке взять кредиты в банковских учреждениях. В ответ Улюкаев признает, что часть малого и среднего бизнеса в банковском кредитном портфеле в самой действительности сократилась. «Происходит концентрация кредитного портфеля в первую очередь на экспортерах. Так называемые «лучшие заемщики» потеряли вход на мировые рынки, и им требуется занимать на внутреннем, чем пользуются банки Российской Федерации», - рассказывает министр. Однако как малому бизнесу обеспечить в подобной ситуации доступ к кредитам, даже по внушительно высоким ставкам, он так и не ответил.
В результате, некоторым сенаторам надоело слушать неоднозначные комментарии члена властей, тем более, что до него им потребовалось вникать в продолжительное выступление приглашенного на заседание палаты руководителя Сбербанка Германа Грефа. «Все звонки уже прозвенели — Резервный фонд подходит к финалу, экономика деградирует непрерывно. Вот Греф красиво выступал, но это та же политика, которая осуществляется 25 лет. Та же самая кошка, только иначе ободранная и завернутая в иную обертку. Между тем присутствуют другие, альтернативные предложения», — упрекнул, вероятно, все правительство России сенатор Вячеслав Штыров.