Экономическое положение в России с каждым днем ухудшается под воздействием множества негативных факторов. Снижение уровня жизни населения с высокой долей вероятности может привести к социальным протестам. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В числе одной из важных тенденций в российском государстве является снижение уровня прочности – запасы тают стремительно, стоимость нефти не демонстрирует желания повышаться. Российский бюджет на следующий год составлен с расчетом средней стоимости единицы поставки нефти на уровне 50 долларов за баррель. Михаил Фишман, главный редактор журнала «The Moscow Times», считает такой оптимизм российского руководства необоснованным.
Фишман констатирует, что вред от введенных международным сообществом санкций для российской экономики просто колоссальный. Определенный положительный эффект наблюдается от попыток наладить процесс импортозамещения в сельском хозяйстве, однако главной проблемой является перекрытие для российских компаний доступа на мировой рынок капитала.
По мнению главреда, над отменой именно этой ограничительной меры работает российское руководство. Некоторые компании из России находятся под санкциями, как и отдельные личности, что Кремлю не может нравиться. Вся внешняя политика, реализуемая Москвой в последнее время, начиная с событий в Сирии, направлена исключительно на отмену запрета доступа к финансовому рынку.
В преддверии Нового года Фишман рассказал о своих прогнозах на следующий годовой отрезок времени для российской ситуации. Он предполагает, что сейчас в московские чиновники серьезно рассчитывают на отмену санкций следующим летом. Не исключено, что в планах российских руководителей содержится если не полная, то хотя бы частичная отмена ограничительных мер международным сообществом.
Ситуацию в России Фишман характеризует как «пребывание в очень тяжелой точке». Он отмечает, что на протяжении последних несколько недель фиксируется падение ценовых показателей энергоносителей, с учетом этой тенденции все большую реалистичность приобретают экстремальные сценарии развития экономических показателей. Сейчас экономический кризис стал явлением очевидным даже для простых россиян.
Снижение уровня собственной жизни является проблемой для россиян, что фиксируют результаты социологических опросов. При этом рейтинг поддержки российского президента остается неизменно высоким, хотя эксперты не могут найти этому рациональных объяснений. Если в прошлом году пересматривали собственные расходы с целью экономии около трети российских граждан, то сейчас численность ограниченных в средствах людей увеличилась до двух третей.
Социологи информируют, что на данное время многие россияне не могут позволить себе приобретение привычных ранее продуктов. Из этого можно сделать вывод о том, что экономический кризис стал реальностью для рядовых российских граждан. Если в ближайшее время стоимость нефти не вырастет – кризис будет все глубже проникать в быт россиян, усиливая тем самым социальное напряжение.
Эксперт допускает, что в будущем российской общественности предстоит столкнуться с большим количеством протестов, аналогичных ранее устроенным дальнобойщиками. Прогноз свой Фишман связывает с событиями 2009-2010 года, когда протесты в небольших социальных группах вспыхивали довольно часто. Эта протестная активность еще несравнима с социальным напряжением в 2011 году, когда состоялись многотысячные выступления на Болотной площади, но и спокойствием обстановку не назвать.
Обращает внимание Фишман на то, что речь идет не о протестах, организованных либералами в демонстрацию негативного отношения к действующей власти. Ухудшение экономического положения приведет к протестам социального характера, что является для власти мощным фактором влияния. По мнению главреда, Кремль принимает меры, чтобы достойно встретить потенциальный рост социальной напряженности.
В случае с Россией санкции являются только одним из негативных факторов.
Недавно глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что любое санкции являются злом, поскольку не добавляют оптимизма ни людям, ни экономическим показателям. Премьер-министр отметил, что никогда до этого санкции не поставили ни одну из стран на колени. Украинский инвестиционный банкир Сергей Фурса констатирует, что на российскую экономику ограничительные меры, введенные мировым сообществом, действуют очень сильно.
Финансист уточняет, что в случае с Россией еще есть множество вариантов для потенциального усиления санкций. На экономику Российской Федерации они оказывают влияние, как дополнительный разрушающий элемент. В сочетании с падением цен на нефть санкции создают мощное давление – сейчас можно наблюдать за стремительным падением российской экономики.
Сами по себе санкции, по утверждению Фурсы, не так страшны для России. Дополнительное воздействие оказывает то, что по причине сокращения инвестиций экономика государства начала падать еще до момента аннексии Крыма. Количество владельцев капитала, которые желают инвестировать в российскую экономику, снижается с увеличением числа неадекватных решений, принимаемых в Кремле.