Президент Российской Федерации подписал указ о создании оперативных антитеррористических штабов в приморских городах государства. В соответствии с документом, в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Каспийске, Мурманске, Симферополе будут созданы оперативные штабы для организации планирования применения сил в борьбе с терроризмом.
Россия проводит переговоры с Катаром.
В минувшую пятницу в российской столице Сергей Лавров, глава российского МИД, провел переговоры с Халедом бен Мухаммедом аль-Атыйей, главой МИД Катара. Основной темой беседы было урегулирование сирийского конфликта. Помимо этого, обсуждались перспективы экономического сотрудничества. «Как и Катар, мы заинтересованы, чтобы Сирия была независимым, суверенным, мирным государством, - сказал Лавров. - Эти принципы мы разделяем как в отношении Сирии, так и Йемена, и Ирана».
Также министр отметил, что обсуждалась, в том числе, ситуация, которая сложилась между Турцией и Ираком из-за «непрошенного введения турецких войск на иракскую территорию». Российский дипломат напомнил, что вчера требование прекратить эти действия было озвучено Лигой арабских государств (ЛАГ) в адрес турецкой стороны. «Суверенитет Сирии также нарушается, поскольку, наряду с войной между оппозиционными силами и правительством, в Сирии находятся неприглашенные боевики со всего мира, в частности из РФ», - сказал Лавров.
Непростые отношения.
Отношения РФ и эмирата Катар складывались довольно непросто. Переломным моментом стала история с избиением осенью 2010-го российского посла. Как сообщали наблюдатели, эта страна во многом не соглашалась с позицией Кремля по сирийскому и иранскому вопросу. Катар утверждал, что Россия поддерживает не суннитов, а шиитов.
Аналитики объясняли поведение Катара амбициями и восприятием себя в качестве сверхдержавы. Катар был причастен к свержению режимов в Тунисе, Египте и Ливии. Также катарские власти настойчиво выступали за уход президента Сирии Асада. «Если военное вторжение сможет защитить сирийских людей от жесткого режима, мы сделаем это», - прямо говорил Асаду в октябре Халид аль-Атыйя. Были мнения о причастности Катара к финансированию врагов сирийского президента.
Однако, несмотря на довольно непростые отношения между Дохой (столица Катара) и Москвой, в пятницу министры нашли общие темы для обсуждения. По результатам переговоров главы внешнеполитических ведомств провели пресс-конференцию. Как заявил российский министр, Катар и Российская Федерация намерены поддерживать политический диалог на всех уровнях. «Мы понимаем, что есть неплохие возможности наращивать торгово-экономические связи, увеличивать объемы взаимной торговли», - отметил Лавров.
Расхождение по Сирии.
В ходе встречи катарская сторона рассказала, что Саудовская Аравия создает исламскую военную коалицию по борьбе с терроризмом. «РФ заинтересована в формировании универсальной антитеррористической коалиции при центральной координирующей роли ООН. Нам в этом контексте было интересно послушать от наших катарских коллег о коалиции, которую создает Саудовская Аравия», - сказал Сергей Лавров.
Отметим, ранее Саудовская Аравия объявила о создании коалиции, в состав которой войдут 34 страны с оперативным центром в Эр-Рияде с целью «противодействия терроризму».
Согласно словам Лаврова, Катар и РФ занимают близкие позиции в вопросе продвижения концепции безопасности в Персидском заливе. «С катарскими коллегами мы поделились обновленными идеями о концепции безопасности в заливе с учетом текущих событий», - сказал он.
Дипломат подчеркнул, что расхождения между Катаром и Российской Федерацией, а также рядом иных государств в вопросе легитимности действующих сирийских властей остаются одной из основных проблем урегулирования ситуации в стране.
Мнение эксперта.
Елена Супонина, советник директора РИСИ при президенте) отметила, что с катарскими властями российская сторона может договориться, и в этом ничего невозможного нет. «В принципе Российская Федерация никогда не обвиняла Катар в создании ИГ либо поддержке терроризма. Помимо этого, между нашими государствами были попытки наладить хорошие, дружественные отношения. При этом сигналы были обоюдными, а инициатива была как от Дохи, так и от Москвы. Общие интересы у Катара и России есть, хотя и имеют место существенные расхождения. Глава МИД Катара не раз встречался с российскими аналитиками. Говоря иными словами, попытки улучшить отношения предпринимались», - отметила Супонина.
Также она напомнила, что первая довольно серьезная попытка наладить отношения имела место в 2007-м, когда Владимир Путин посетил несколько монархий Персидского залива в частности и Катар. «Как раз тогда и были договоренности между странами относительно привлечения значительных инвестиций Катара в российскую экономику. Отдельные российские эксперты преувеличивают роль катарской стороны в дестабилизацию Среднего и Ближнего Востока. На мой взгляд, это упрощение. Если уже называть конкретное государство-виновника ближневосточного хаоса, то это Америка Как раз ввод американских войск в Ирак в 2003-м стал основной причиной возникновения ИГ», - полагает эксперт.
Автор: Екатерина Кравец