Банком Российской Федерации 24 декабря опубликовано положение, которое вводит ряд новых правил идентификации банковских клиентов при валютном обмене. Об этом 27 декабря информирует «Биржевой лидер».
Как разъясняет сам регулятор, специальные анкеты на клиентов будут заполняться в том случае, если сумма той или иной операции превысит пятнадцать тысяч рублей.
Центробанк РФ настаивает, что новыми правилами не будут создаваться для граждан дополнительные проблемы, так как анкеты будут заполняться сотрудниками банков, а от клиента требуется лишь паспорт. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что ввод подобных норм в ЦБ РФ объяснили необходимостью выполнения требований закона по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию террористической деятельности.
Утверждение новых правил вызвало живые отклики в соцсетях и блогах и спровоцировало множество публикаций про то, что может в действительности за этим стоять. Одна из популярнейших версий – это предположение, что таким путем власть хочет увеличить эффективность сборов налогов на доходы с валютных банковских операций.
Необходимость в уплате тринадцатипроцентного налога с подобного дохода вытекает из разъяснений Минфина России.
Они же содержатся в ведомственном письме Министерства финансов от 20 февраля текущего года. Там особо подчеркивается, что при получении доходов с валютной операции граждане должны самостоятельно оплатить с нее налог.
Аналитики при этом предполагают, что Центробанком действительно подгонялись просто собственные нормы под требования, содержащиеся в новом законе. В то же время некоторыми из экспертов не исключается, что в окончательном итоге идентификационные правила клиентов могут быть использованы и для иных целей.
По мнению бывшего министра экономики России Андрея Нечаева, формальные причины происходящего коренятся во внесении изменений в закон по борьбе с отмываниями преступно нажитых доходов, а также с финансированием террористов. В законодательстве ведь установили фиксированные перечни операций, попадающих под упрощенную процедуру идентификации клиентов, точнее говоря, не требующих всеобъемлющей идентификации.
Операции по валютому обмену не попали туда согласно закону, и Центробанк вынужден был просто привести собственное положение в полное соответствие с таким законом, для чего и выпустил обновленное уже положение. Далее уже мы можем лишь гадать про последствия и истинные причины.
Нечаев считает, что когда закон по противодействию отмыванию финансовых средств принимался, в нем особенно цели наполнения бюджета не преследовались и не являлись приоритетными. Шел, дескать, вот такой процесс закручивания гаек, связанный скорее с прекращением вывоза денег за границу.
Но в новой сложившейся ситуации, при которой операции обмена будут больше контролироваться, в принципе, конечно, это, по оценкам Нечаева, может использоваться для последующего ввода налогов на сам валютный обмен или для контролирования НДФЛ по вопросам доходов, возникающих за счет курсовых разниц.
Эксперты недоумевают по поводу новых правил обмена валюты в России
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.