Недавним решением Синода РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин был освобожден от должности председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Его деятельность на этом посту многие годы возмущала спокойствие в российском обществе. Дальнейшая деятельность Чаплина, по-видимому, будет сосредоточена на общественной работе, а возможно он станет лидером нового консервативного социально-политического проекта, пишет российская «Независимая газета», передает издание «Биржевой лидер».
В Синоде РПЦ пояснили слияние ОВЦО с Информационным отделом созданием Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ для оптимизации работы, повышения эффективности, исключения параллельных процессов. Такое объяснение представляется недостаточным, поскольку изначально в 2009 году «параллельные структуры» задумывались, как имеющие различные сферы деятельности. Среди обязанностей ОВЦО было оглашено осуществление связей с органами власти, политическими партиями, общественными институтами.
СИНФО полагалось уделить внимание формированию единой информполитики РПЦ и взаимодействию со СМИ. На практике Чаплин становился частым участником общения с журналистами, а руководитель СИНФО Легойда комментировал что-либо все реже, ограничиваясь официальными пресс-конференциями и заявлениями. Деятельность Чаплина скорее выглядела как разрушающая единство информполитики РПЦ, он предвосхищал выступления патриарха по острым вопросам. Как правило, мнения патриарха и Чаплина гармонировали между собой, но бывало, что выступления протоиерея выглядели более жестко, на грани фола, и в обществе оставались вопросы, является ли мнение Чаплина консолидированным мнением РПЦ. Многим, например, стало памятно заявление Чаплина о том, что миру нужна «большая война для нравственного очищения». Звучали его слова и в поддержку Новороссии, даже в то время, когда российская власть явно стала склоняться к мирному процессу в решении конфликта Донбасса и Украины.
Вероятно, в РПЦ могли решить, что «ястребиные» выступления Чаплина влияют на репутацию Церкви. Теперь руководить отделом по связям с обществом и прессой будет Владимир Легойда, считающийся первопроходцем православной миссии в обществе. Отличие в пропаганде православия Легойды в том, что его позиция более либеральна и отличается модерновостью от грозных выступлений Чаплина, который перед самым своим увольнением заявил в прессе, что следует покончить с воровством и действовать при этом максимально просто - если знаешь о воровстве чиновника или бизнесмена, то нужно сказать прямо об этом. Своих слушателей протоирей готовил к подобному заявлению давно, рассказывая ранее о необходимости готовить для России «новую нравственную элиту». Уже после своего увольнения Чаплин заговорил о противоречиях с патриархом. По его словам, он всегда выступал за то, чтобы властям не только улыбались, а были критичны в солидарности с ними, не были врагами, но давали прямую публичную оценку деятельности чиновников.
Однако для многих стали откровением и другие слова Чаплина содержавшие в себе прямую критику руководства РПЦ, всю систему, выстраиваемую предстоятель РПЦ на протяжении вот уже семи лет. По его словам патриарх Кирилл перестал понимать, что он не должен выражать лишь свое мнение, поскольку он является коллективным проектом. Более того, протоирей выразил убежденность, что патриарх долго на своем посту не продержится, поскольку его вера в личную харизму вошла в противоречие с окружающей реальностью, и это будет только усиливаться.
Также Чаплин подчеркнул, что и раньше позволял себе критику системы церковного управления, потому что считает, что многие решения принимаются без учета иных мнений, лично патриархом во время мимолетных разговоров в коридоре или в алтаре, чего быть не должно. Патриарх ведет церковное управление и общественную позицию церкви в тупик, – обобщил свое мнение протоирей. Известно, что откровения священнослужителя вызвали шок в официальных структурах РПЦ. Там, кажется, не ожидали такого выпада в сторону личности патриарха со стороны того, кто до недавнего времени ассоциировался с образом охранника РПЦ, оправдывал роскошь, присущую верховным лицам и в том числе патриарха.
Со своим увольнением протоирей Чаплин не исчезнет из публичного поля, он по-прежнему остается настоятелем храма в столице страны, где до недавнего времени можно было встретить очень важные персоны. Продолжит он работу и в Общественной палате РФ. Используя имеющиеся полномочия он, возможно, займется выстраиванием дальнейшей публичной деятельности. Она, конечно, останется такой же «ястребиной». Как им уже объявлено, в Общественной палате создается комиссия по антирелигиозному экстремизму. Кроме того, Чаплин заявил журналистам о возможной революции примерно в 2017 году. Поэтому своей миссией он считает противодействие большим потрясениям путем нравственного перерождения России и смены элит.
По мнению некоторых экспертов, под образ консервативного вождя может родиться новый кремлевский политический проект. Власти трудно теперь опираться на Церковь, которая себя дискредитировала бюрократизмом и стяжательством. Вместе с тем на основе православно-консервативного дискурса можно основать движение, которое формально не будет связано с РПЦ. В сложное время, когда власть избавится от «плохих бояр», на волне консервативного демократизма можно провести попытку обновления имиджевых активов.