Принятие бюджета в условиях снижающихся нефтяных цен превратилось для российского Министерства финансов в «квест с элементами хоррора», пишет «Интерфакс». С незначительными отличиями повторяется ситуация, которая сложилась в конце 2014-го, когда после принятия главного финансового документа государства на 2015-й министр финансов озвучил первые оценки вероятного недопоступления доходов. Низкие нефтяные цены, невысокие темпы роста экономики, курс рубля в сумме, согласно оценке министра, могли стоить бюджету один триллион рублей доходов.
Еще в конце 2014-го министр финансов Антон Силуанов предупреждал о возможном дефиците бюджета текущего года в размере 3 процентов ВВП, к которым с незначительным отклонением (согласно последней оценке ведомства, дефицит может составить порядка 2,8-2,9 процента ВВП) он в результате и придет. Но в марте месяце правка бюджета нарастила дефицит до 3,7 процента ВВП. Взлет данного параметра с 430,7 миллиарда рублей до 2,675 триллиона рублей был связан, по большей мере, со снижением доходов, которое Министерство финансов в результате оценило в 2,542 триллиона рублей (до 12,54 триллиона рублей). Масштабного снижения общего объема расходов не случилось - они были снижены на 298 миллиардов рублей (до 15,215 триллиона рублей). Общую оптимизацию расходов Министерство финансов оценило приблизительно в 900 миллиардов рублей, 600 миллиардов из которых перераспределили с одних расходов на иные.
Следующая правка, которая изменила ключевые параметры бюджета, Госдума одобрила в ноябре. Оценка доходов была увеличена на 712 миллиардов рублей - до 13 триллионов 251 миллиарда рублей. Расходы тоже увеличились - на 202,3 миллиарда рублей, до 15,417 триллиона рублей. Дефицит сократился до 3 процентов ВВП (2,165 триллиона рублей). Цену «черного золота», заложенную в бюджет, подняли до 53 долларов за баррель с 50.
Согласно мнению Татьяны Голиковой, главы Счетной палаты, поспешная корректировка бюджета в начале года на пользу не пошла. Силуанов же убежден, что заморозка индексации зарплат государственных служащих и целого ряда соцплатежей, недоведение лимитов, снижение некоторых расходов, а также перераспределение средств из одних статей на иные дало возможность адаптировать бюджет к новым реалиям.
Сценарий продолжения адаптации бюджета к реальности в предстоящем году еще разрабатывается. Так же как и в 2014-м, глава Минфина в ноябре месяце начал масштабную подготовку «сознания» представителей ведомств, членов правительства, а также простых граждан к тому, что необходимо жестче определяться, как выдерживать запланированный на 2016-й размер дефицита в три процента ВВП. Такой показатель и так очень велик для экономики России, выдержать его ей удастся один-два года, полагает чиновник, а снижение доходов может существенно его увеличить и исчерпать резервы.
Оценки Министерства финансов по недопоступлению доходов в связи с низкими нефтяными ценами, которые наотрез отказываются хотя бы попытаться приблизиться к заложенным в бюджете 50 долларам за баррель, и иных факторов стартовали от уровня около одного триллиона рублей и увеличились до двух процентов ВВП (порядка 1,5 триллиона рублей). С такого рода исходными данными, а также учитывая мораторий на увеличение налогов выбор мер по сохранению сбалансированности бюджета очень невелик.
Увеличение дефицита, и соответственно, повышение заимствований для его финансирования кроме прочего не только нарастит траты на обслуживание долга, а и отрежет огромный кусок рынка у компаний. Привлечение внутренних заимствований в 2016-м увеличивается более чем в 3 раза - с 80 миллиардов рублей в 2015-му до 300 миллиардов рублей.
Согласно мнению действующего министра финансов, самым сложным годом для бюджета Российской Федерации с точки зрения невысоких нефтяных цен будет следующий год, после чего нефтепроизводители наконец скоординируются и уменьшат ее предложение, так как на таких низких ценах не сможет продержаться не только российская, а и мировая экономика. «В связи с этим 2016-й будет самым сложным. Нам необходимо принять целый ряд мер, чтобы пройти этот период. Если решим все бюджетные вопросы, мы станем сильнее с точки зрения финансовой самостоятельности и состоятельности», - отметил он в начале текущего месяца.
Стоит подчеркнуть, что что курс рубля к доллару США находится в мощном нисходящем тренде, пробив отметку 73 рубля, - резюмировали аналитики брокерской компании SFX Markets
Ничего святого.
Спасать бюджет за счет снижения соцрасходов начали еще с этого года, когда заморозили индексацию зарплат госслужащих, а также некоторых соцвыплат, предусмотренную с октября месяца на уровень прогнозируемой инфляции на этот год. Сведение бюджетного документа на 2016-й закончилось лишением неприкосновенности пенсий. Вместо уровня прогнозируемой инфляции этого года пенсии нынешним пенсионерам решили проиндексировать всего на 4 процента с вероятностью доиндексации по результатам 1-го полугодия. Для полной индексации пенсий понадобится снижать расходы на здравоохранение, оборону и образование, отмечал Силуанов. Если учитывать, что в числе факторов позитивного решения о доиндексации находятся устойчивые дополнительные бюджетные доходы, то рассчитывать на него особо не приходится. Не особо обнадеживают также и последние заявления российского президента относительно того, что он не знает, удастся ли провести доиндексацию.
Автор: Екатерина Кравец