Динамику изменений в украинско-российских отношениях прокомментировал Леонид Радзиховский. Он утверждает, что за прошлый год даже желание рядовых россиян вернуть Украину в зону российского влияния существенно поубавилось. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
В тексте своей публикации российский журналист и публицист Леонид Радзиховский поделился мнением по поводу изменений последнего времени в отношениях между Украиной и Российской Федерацией. Сильное и вполне искреннее желание «вернуть Украину в свое лоно», присутствующие ранее, у большей части российских граждан в последнее время надломилось.
Итогом прошедшего года журналист называет то, что Украина окончательно отдалилась от России – не только в плане экономики, но и в психологическом аспекте. Оказалось, что жить без России Украине не так хорошо, как хотелось бы, но вполне можно. В прошедшем году также выяснилось, что даже те политические партии, которые позиционируют себя как оппозиционные к украинской власти, о смене курса или возвращении в поле влияния России не помышляют. Хотя в программе «оппозиционеров», представляющих русских людей, присутствует необходимость улучшения отношений с северным соседом.
Изменения в программе партий являются отображением процессов в украинском обществе. Даже избиратели, которые привычно голосуют за «Оппоблок», не думают ни о каком «возвращении блудного сына». Целевая аудитория «оппозиционеров» негативно относится к Порошенко, Яценюку или Вашингтону, но о смене курса, избранного Украиной, уже не думает.
Кардинальную смену ситуации журналист рассматривает, как внутренний отрыв Украины от России. Пока Украинское государство отделилась от России меньше, чем балтийские страны, но дистанция уже основательная. Радзиховский уверен, что на протяжении прошлого года факт отделения Украины осознали если не все россияне, то значительная их часть. Кроме того, соответствующее осознание есть у российских политических элит.
Восприятие Донбасса россиянами показательно.
Обращает внимание Радзиховский также на изменение отношения к Украине со стороны большей части россиян. К примеру, в 2014 году большинство российских граждан верило в то, что никакой Восточной Украины не существует, есть только часть России, население которой периодично выражает недовольство и не желает «возвращаться в российское лоно». Сейчас российское общественное мнение осознало, что мятежные территории представляют собой часть Украины, некий «оторванный ломоть».
Журналист допускает, что Москва вполне может опять включить на полную мощность пропагандистскую машину, возобновить риторику об убийствах русских и необходимости освобождения братьев. Но тема Донбасса и восточного региона Украины в российской информационной повестке является неким подобием остывшего супа. Разогреть остывшую смесь сложно, а в некоторых случаях и невозможно, поскольку у большей части россиян надломилось желание возвращать Украину «в свое лоно».
Разрыв украинско-российских отношений журналист называет событием важным и позитивным. Более того, вопрос разрыва не только политического характера, хотя политика не на пустом месте появляется. В то же время целесообразным называет Радзиховский более детальное рассмотрение украинской властью проблемы Крыма, жители которого после аннексии живут не так хорошо, как надеялись жить. Уверен журналист, что, несмотря на множество несбывшихся надежд, население полуострова в большинстве своем настроено пророссийски. По мнению Радзиховского, захват Крыма является чудовищной политической ошибкой и нарушением международных договоров, но на данное время ситуацию вряд ли удастся изменить.
Москве «народные республики» не нужны, но уход из Донбасса вреден для имиджа Путина.
Отмечает Радзиховский также, что у российского президента есть одна существенная проблема – Донбасс хозяину Кремля не нужен, как и расположившиеся на территории восточного региона Украины «народные республики». Необходимость освободиться от «жестянки на хвосте» российский лидер понимает, но ситуация сложилась не так просто, как кажется на первый взгляд.
Журналист уверен, что избавиться от Донбасса и выполнить взятые на себя в Минске обязательства Путин не может. Закрытие границы вместе с выводом наемников и военной техники из Донбасса для Москвы будет являться признанием своего полного и безоговорочного поражения. Если же Кремль признает, что потерпел поражение в Украине – автоматически рассыплется весь победный миф о молодом и здоровом Путине, который всех переиграл.
До определенного времени российская общественность прощает президенту мелкие поражения, экономические провалы и отсутствие достаточно жесткого ответа на сбитый турецкими силовиками бомбардировщик. Даже уход из Сирии российское общественное мнение может простить, поскольку цели пребывания военных в ближневосточном регионе на самом деле немного россиян понимает.
В то же время полное и безоговорочное поражение на Донбассе, то есть сдачу региона формальную и окончательную, россияне президенту не простят. Уход из Донбасса будет рассматриваться гражданами как проигрыш Путина. При этом общественность будет уверена, что проиграл лидер не какой-то Донбасс, а свой образ непобедимого героя, что для хозяина Кремля является проблемой.