Краткосрочно дно для падения нефтяных цен может быть любым. Такое заявление было сделано министром энергетики Александром Новаком в интервью корреспондентам РБК Арине Мирной и Тимофею Дзядко, хотя ранее он считал, что цены на нефть не могут упасть до уровня 20–25 долларов за баррель.
По словам российского министра, в начале нынешнего года наблюдался очередной тренд на падение нефтяных цен во всем мире, что, в общем-то, можно было спрогнозировать. Новак отмечает, что в настоящее время вопрос состоит в фундаментальных и финансовых факторах, влияющих сегодня на изменение цен. Так, восстановление спроса и предложения, планировавшееся в более короткие сроки, в действительности происходит медленнее. Несмотря на снижение компаниям в мировом масштабе инвестиций на 20–30 процентов, уровень добычи вырос — даже при низких ценах, действовавших в 2015 году.
Новак отмечает, что понижательный тренд оказался более длинным даже в сравнении с ценовыми кризисами, наблюдавшимися в 1970 или в 1986 годах, что происходит впервые за последние 45 лет. По словам министра, влияние на это оказывает очень большое количество факторов, к числу которых относится и замедление роста экономики, особенно в Китае. Более того, укрепление доллара также всегда оказывает влияние на снижение цен на сырьевом рынке. Так, повышение в декабре 2015 года уровня учетной ставки ФРС оказало влияние на укрепление доллара и на падение стоимости сырьевых товаров. Еще одним фактором, влияющим на падение цен на сырьевые товары, является девальвация юаня в Китае, - сослались аналитики брокера Verum Option.
По словам министра, невозможно спрогнозировать, до какой отметки могут снизиться цены и в течение какого периода времени они могут отскочить. В то же время Новак отмечает, что следует понимать, что низкие нефтяные цены будут иметь довольно долгосрочный характер. По мнению российского министра, фундаментально справедливые цены являются примерно 40–50 процентов. Новак считает, что к концу года можно будет видеть именно такие цифры — 40–50 долларов, также министр не исключает, что такие показатели могут быть средними по году.
Рассказывая о том, какие результаты принесло проведение руководителями госкомпаний провести стресс-сценария при 30 долларах за баррель, Новак отметил, что подобная постановка вопроса на самом деле оказалась правильной. По мнению министра, следует делать стресс-тесты и на более низких уровнях цен — и на 25 долларов. В то же время, по словам Новака, нужно иметь в виду среднегодовую цену, а не только ту, которая может стать дном. В связи с этим крупным компаниям, работающим на глобальном рынке, необходимо просчитывать все варианты. Новак также отметил, что в настоящее время, когда наблюдается цена на уровне 30 долларов за баррель нефти марки Brent, стресс-тест на 25 или на 20 долларов уже не кажется столь фантастическим.
Критичными для России являются нефтяные цены на уровне 5-15 долларов.
По мнению министра, критичным уровнем для нефтяных компаний является себестоимость добычи нефти, которая в России составляет от 5 до 15 долларов. Однако, в первую очередь, падение цен является критичным для поступлений доходов в государственный бюджет, поскольку при этом страдают поступление валютной выручки в государство, расходы казны и темпы роста экономики. В то же время министр отметил, что в настоящее время правительством не рассматриваются варианты действий на случай падения нефтяных цен ниже 15 долларов.
Новак считает, что вероятность снижения цен до 10 долларов, что прогнозируют некоторые эксперты, является небольшой, поэтому правительством такие варианты не рассматриваются. В то же время министр отметил, что краткосрочно дно может стать абсолютно любым, однако формирование бюджета обычно происходит на основе среднегодовой цены, в связи с чем следует рассматривать долгосрочность того или иного ценового уровня на рынке.
Говоря о прогнозе добычи при учете нынешних цен, Новак отметил, что в случае, если рассматривать уровень в 30 долларов за баррель как среднегодовую цену, то такого прогноза по объему добычи российское правительство не делало. По его словам, в ближайшее время министерство должно получить данные от компаний по результатам проведения стресс-тестов при 30 долларах. В то же время, по словам министра, при показателях, которые были заложены в бюджет на 2016 год, — 50 долларов в среднем по году, добыча будет оставаться на уровне 2015 года.
По словам Новака, экспорт нефти в этом случае у России будет примерно на том же уровне, что и в 2015 году, а может даже и на несколько миллионов тонн больше, если учитывать то, что в соответствии со стратегией будет повышаться глубина переработки нефти на НПЗ — с началом использования модернизированных и новых установок. Это позволит использовать меньше нефти для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами, благодаря чему, в свою очередь, появится возможность реализовывать больше нефти на экспорт, в результате повышая доходы бюджета.
Отвечая на вопрос о возможности снижения добычи нефти, Новак отметил, что соответствующие консультации проводятся уже на протяжении последних полутора лет – это началось после того как в середине 2014 года началось падение цен. В то же время, по мнению министра, маловероятно, что все государства внутри ОПЕК смогли договориться о снижении добычи, не говоря уже о тех странах, которые не входят в нефтяной картель.