Российские политики и эксперты считают, что остановить президент Чечни Рамзана Кадырова может только лишь грозный окрик президента РФ Владимира Путина. Более детально мнение политиков и экспертов относительно того, что может остановить нынешнего чеченского лидера, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков утверждает, что проблема Чечни обязательно выйдет на общероссийский уровень - рано или поздно это все равно произойдет, и в этом можно даже не сомневаться. Политик напомнил о "чеченском следе" в ряде громких убийств: правозащитника и журналистки Анны Политковской, журналистки Натальи Эстемировой, одного из лидеров оппозиции Бориса Немцова. На все эти преступления в Кремле закрывали глаза, позволяя Кадырову править в Чечне так, как он сам считает нужным. Одновременно с этим в России накапливалось раздражение, которое не смог снять "Инстаграм" с котиками, вскоре, как оказалось, выпустившими когти.
Гудков отметил, что котики из "Инстаграма" уже выпустили коготки и принялись разрывать российское общество в клочья. Пост, опубликованный красноярским депутатом Сенченко, ранее попросту оставшийся бы незамеченным, сегодня взорвался громкой информационной бомбой. Конечно, кадыровцы вынудили политика принести извинения, но история с "позором России" уже вышла из-под контроля. Одного чеченца, Дикаева, можно поймать и затем унизить перед телекамерами, но когда сами жители Чеченской Республики видят реальное отношение к их президенту, Кадырову и его окружению не остается ничего другого, кроме как идти на обострение.
При этом депутат Госдумы подчеркнул, что сегодня одни только лишь угрозы уже не помогают, и Чечня, к сожалению, по-прежнему продолжает оставаться раздражителем. Он напомнил, что во время протестов на Болотной площади ходили слухи о приехавших в российскую столицу чеченских снайперах – тогда эти слухи никого не испугали, а на улицы вышли бывшие военные, принимавшие участие в чеченских кампаниях. Поэтому в Кремле сейчас не могут поддержать Кадырова открыто.
Президент Чечни все это прекрасно понимает, но отступить он не может, чтобы не потерять лицо по своим собственным понятиям. Кадыров сегодня играет на обострение, и итогом этой игры может стать только реакция президента РФ. Пока Путин молчит – такое же молчание было и после убийства Бориса Немцова, примерно с полгода. Российские силовики непременно воспользуются любым представившимся поводом, поскольку им, как воздух, нужна монополия на насилие, и с кадыровцами они этой монополией поделиться не готовы – многочисленные "сливы" по расследованию убийства Немцова только лишь подтверждают эту версию.
У Кремля есть несколько возможных вариантов реакции – Гудков.
Гудков полагает, что сегодня у Кремля есть сразу несколько вариантов возможной реакции. Если там и дальше будут поддерживать Кадырова, это в итоге может обернуться очень скверными вещами, прежде всего в элитах. Такой вариант не только наносит очень сильный удар по рейтингу власти – это будет своеобразным сигналом: можно где угодно и кого угодно терроризировать, запугивать, убивать. Активность, с которой кадыровцы ищут представителей "пятой колонны", заставляет себя сегодня неуютно чувствовать условный экономический блок правительства РФ, поскольку так называемые системные либералы очень хорошо понимают, что в списках предателей могут оказаться и они сами.
Вторым вариантом может стать "многоходовка", итогом которой будет смена власти в Чеченской Республике. На самом деле это вовсе не такой уж и невозможный вариант – стоит вспомнить, например, о судьбе некогда всесильных Шаймиева и Лужкова. В Чечне уже появился свой "средний класс", который не желает никаких новых потрясений. Есть еще и третий вариант, который также могут выбрать в Кремле, – вариант страуса. Впрочем, то, что будет избран именно этот вариант, политик называет маловероятным. Путин сейчас уверен в своих силах, и вряд ли хозяин Кремля действительно серьезно опасается оппозиции, поскольку на самом деле никакой угрозы "пятой колонны" не существует. Российский президент опасается в первую очередь своего окружения, людей, находящихся рядом с ним, и поэтому просчитываются в настоящее время первые два варианта.
Кадыров нарывается на получение от Путина "премии имени Ежова" – Эйдман.
По мнению известного российского политолога и социолога Игоря Эйдмана, Рамзан Кадыров просто нарывается сейчас на получение от Владимира Путина "премии имени Ежова", которого в свое время расстреляли по обвинению в подготовке антисоветского заговора. Он иронично отмечает, что вместе с друзьями-спиритами вызвал дух Сталина, поинтересовавшись его мнением по поводу последних угроз Кадырова и людей из его окружения в адрес "врагов народа".
"Отец всех народов", - шутливо продолжает Эйдман, - заявил, что Рамзан Кадыров, по всей видимости, не очень хорошо знает историю, поскольку в ином случае он бы не старался столь рьяно повторить судьбу Ежова". В свое время тот тоже был настоящим энтузиастом своего дела, рвался вести непримиримую борьбу с "врагами народа". Одно время Ежов был полезен Кремлю, помогал избавлять от неприятных и вредных людей, но потом его пришлось расстрелять. Кто-то ведь должен был за это ответить, и понятно, что отвечать будет не товарищ Сталин.