Опубликованные вчера российским Центробанком оценки платежного баланса и показатели чистого спроса населения на зарубежную валюту в прошедшем году свидетельствуют о том, что массовая потребительская модель, которая ориентирована на импорт услуг, товаров и капитала, сдувается рекордными темпами, пишет издание «Коммерсант».
Как следует из документа российского регулятора, в 4-м квартале 2015-го, во время ухудшения нефтяной конъюнктуры, процесс снижения внешних операций РФ значительно ускорился. Вероятнее всего, как раз эти обстоятельства оказали влияние на сравнительную устойчивость российской нацвалюты в конце прошлого года и будут ее стабилизировать в начале 2016-го, но в целом «посадка» экономики проходит быстрее, нежели ожидалось.
С формальной точки зрения для состояния платежного баланса прошедший год был достаточно удачным, пишет издание. Как следует из опубликованного вчера комментария Центробанка относительно состояния платежного баланса в 2015-м, положительное сальдо счета текущих операций России увеличилось на 12,7 процента (до 65 миллиардов долларов). Однако, сальдо баланса торговли снизилось по результатам года на 23,2 процента (до 145,5 миллиарда долларов). И если текущий счет показал прирост за год на 7,4 миллиарда долларов, то торговый баланс снижался намного быстрее - на 44,1 миллиарда долларов.
Столь заметный рост профицита текущего счета является следствием резкого снижения потребления импортных услуг, внешних долговых обязательств и инвестдоходов, отмечается в сообщении ЦБ. На этом фоне размер сомнительных трансграничных операций за 2015-й уменьшился фактически в 10 раз - до 0,9 миллиарда долларов США. Прирост сальдо счета текущих операций при сжатии положительного торгового баланса, вероятнее всего, и был фактором, отчасти стабилизировавшим курс российской валюты в прошлогодних ноябре и декабре.
Следует напомнить, что эксперты еще прошлой осенью давали панические прогнозы относительно курса американской валюты при падении цены барреля Brent ниже 40 долларов (вплоть до 100-120 рублей за доллар). В начале января собеседники «Коммерсанта» в российском правительстве подчеркивали, что относительная стабильность нацвалюты в обстоятельствах двадцатипроцентного падения нефтяных котировок с начала года является одной из немногих «положительных новостей» в нынешней крайне пессимистической ситуации. Цифры Центробанка демонстрируют, что это, вероятно, временный эффект - рост сальдо счета текущих операций объясняется общим снижением внешнеторговых операций компаний РФ.
Более интересная картина с торговым балансом. Он, судя из комментариев российского регулятора, сжимался как под воздействием снижающихся цен на энергоносители и иные сырьевые товары, так и «в условиях заметного сужения внутреннего спроса на импорт». В общем экспорте доля энергетических товаров, по оценке Barclays Research, снизилась с 65 процентов в 2014-м до 56 процентов в прошлом году. И если на протяжении 1-го полугодия 2015-го профицит торговли сохранялся благодаря близким темпам падения импорта и экспорта, то во 2-м - экспортные доходы продолжили снижаться, а импорт - наоборот, вырос. Причина, возможно (как предполагают в Barclays), в стабилизации скорости снижения заработных плат в РФ, выраженных в долларах. Это, согласно мнению экспертов, и заставляло импорт расти и в результате съедало сальдо торгового баланса. Если исходить из этой логики, то получается, что стабилизация курса нацвалюты является долгосрочным явлением, и в 4-м квартале 2015-го с точки зрения платежного баланса курс российской валюты был очень близок к условно равновесному.
Что дальше?
Однако, пишет издание, если равновесие и было, то это уже в прошлом: очередной раунд снижения нефтяных котировок и девальвации нацвалюты с начала наступившего года рано или поздно приведут к сжатию внешних финансовых и торговых операций в дальнейшем. Январские оценки Минэкономики показывают, что при среднегодовой нефтяной цене в сорок долларов и курсе 68,2 рубля за доллар положительный баланс текущего счета сожмется до 38,3 миллиарда долларов из-за снижения внутреннего и внешнего спроса.
При этом аналитики Barclays Research предупреждают, что масштабы сжатия могут быть и недооценены. Хотя до минусового текущего счета либо пассивного торгового баланса еще далеко, подчеркивают аналитики, опрошенные Reuters.
Оценка Центробанка чистого оттока зарубежного капитала в 56,9 миллиарда американских долларов в 2015-м (153 миллиарда долларов год назад), основной составляющей которого стало погашение внешнего долга, оказалась значительно лучше прогнозных данных Минэкономики - 62 миллиарда долларов.
Что касается инвестиций в российскую экономику, то здесь ситуация, исходя из цифр Центробанка, менее драматична, нежели предполагалось ранее. ПИИ в небанковский сектор России за прошлый год сократились в 2,8 раза - до 6,6 миллиарда долларов, а портфельные снизились еще на 4 миллиарда долларов после уменьшения на 12,3 миллиарда долларов в 2014-м. Впрочем, оценки Центробанка свидетельствуют, что в 4-м квартале 2015-го даже зарубежные капвложения выросли на 4,4 миллиарда долларов, тогда как в 4-м квартале 2014-го - сократились на 1,5 миллиарда долларов. Теоретически это могло бы значить разворот в объемах реинвестируемой прибыли и возврат части капитала в РФ. Однако, Минэкономики исходит из того, что в нынешнем году разница между объемом чистого оттока капитала и профицитом текущего счета, которая в последнее время не была значительной, существенно расширится - с 8,1 миллиарда долларов в 2015-м до 12 миллиардов долларов в пользу чистого оттока, несмотря на уменьшение платежей по внешнему долгу.
Автор: Екатерина Кравец