Российские экспортеры в течение 2015 года оставляли на своих счетах почти 60 процентов выручки от своих операций в свободно-конвертируемой валюте. Такие данные предоставила банковская структура Sberbank CIB по итогам собственного мониторинга ситуации. Похоже, для российской экономики тот факт, что компании передержали свои деньги в ожиданиях поведения курса рубля, может губительно сказаться на финансовой системе Российской Федерации.
Корпоративно-инвестиционный Sberbank CIB является плодом слияния в 2012 году самого российского «Сбербанка» с инвестиционной структурой «Тройка Диалог». Данная компания занимается инвестициями, корпоративным кредитованием и операциями с ценными бумагами, предоставляя свои услуги через «Сбербанк России».
В экономике РФ случился некий парадокс, когда государство, посредством своей налоговой системы, дает существенные льготы добытчикам и экспортерам нефти и газа, а те, вместо ответной реакции в виде вкладывания своих валютных средств в оборот, сдерживают эти финансы от конвертации в российский рубль. Такая ситуация произошла из-за серьезных опасений успешных нефтяников и газовиков в стабильности национальной денежной единицы. Собственно, их тревоги вполне оправданы – даже в более позитивные для рубля времена (если таким прилагательным можно пользоваться в данном контексте), никто не спешил менять свои доллары и евро на родной «деревянный». Сейчас же такие финансовые ходы смерти подобны для любого бизнеса, будь он государственным или нет.
Так что ожидать от государственных и частных экспортеров какой бы то ни было продукции в нынешних условиях не стоит. Это признают и сами специалисты Sberbank CIB, отмечая, что продавцы российских углеводородов искусственно удерживают на своих счетах огромные суммы в валюте, даже не предполагая их выбрасывать на рынок. Понятно, что для собственных нужд и для минимального обеспечения каких-либо личных или корпоративных обязательств (в том числе и перед РФ), им придется что-то сменять на рубли, но в понимании менеджера любой из этих фирм, это деньги, которые ушли в никуда.
Ситуация с нежеланием экспортеров расставаться с валютой повторяется.
Такое патологическое отстаивание своих интересов компаниями, торгующими углеводородами, уже не впервой для российской экономики периода ее затяжного пике. Чуть более года назад – в конце 2014 рубль уже рисовал графиком своего курса к доллару подобные перспективы, перевалив за 80 единиц к $1. И хотя сейчас события разворачиваются по более сложному витку спирали, но тем сильнее он направлен вниз. Вот именно в данный момент доллар по 82, евро чуть-чуть не по 90 рублей, а Brent колеблется около $27,5 за баррель. И что-то подсказывает, что это еще далеко не все. Вот и не хотят нефтяники отказываться от долларов, так как они не меняются, а все остальное вокруг них – падает.
Тогда, 16 декабря 2014 года с экспортерами полезных ископаемых начал связываться сам президент Российской Федерации Владимир Путин, который спрашивал продавцов нефти и газа, зачем они держат все свои доходы на счетах, а не инвестируют их в стабильность местной экономики. При этом глава Кремля подчеркнул, что он никого ни к чему не принуждал, а просто спрашивал… Руководитель одной из компаний ссылался на то, что им предстоит выплата долларовых кредитов, а перевод валюты в рубль скоро обесценит все доходы. В итоге, сошлись на том, что если поискать резервы и незадействованные средства, то данная неназванная компания может найти «каких-то» три миллиарда долларов для выхода на валютный рынок. Как отмечал тогда Путин – и это такой весомый результат разговора лишь с одной подобной компанией.
После такого успеха в переговорном процессе руководителя страны, российский кабинет министров выпустил указание, согласно которому все компании с участием государственного капитала обязаны к началу весны 2015 года привести свои валютные счета к тем показателям, которые были на 1 октября 2014 года. Таким образом, был значительно поддержан рубль, а мнение компаний никого и не интересовало.
Но после окончания срока действия директивы правительства, компании массово перестали направлять валюту на торги, предпочитая оставлять ее на своих счетах, вероятно, до лучших времен. Хотя, если судить по абсолютным показателям, нынешние 60 процентов удерживаемого дохода в СКВ по сравнению с 46% на конец 2014 года, являются даже игрой в пользу государства, учитывая падение цен на нефть на более чем в два раза.
Рубль падает быстрее всех валют мира.
К таким выводам пришли аналитики из Bloomberg, рассмотрев российскую валюту на фоне экономик других развивающихся стран. Основные причины такого обвала на поверхности – экономика, ослабленная санкциями, попросту не смогла пока (или вообще) адаптироваться к мировому снижению цен на нефть, доход от торговли которой является чуть ли не основной статьей дохода РФ.
А снятие в начале это недели санкций с Ирана, которое позволило ему тут же выйти на нефтяные рынки со своим продуктом, отправило рубль в некий «технический нокаут», выход из которого пока что виден, продолжая аналогии с терминами боксеров, только за пределы ринга.