Курс российской валюты продолжает обновлять рекордные минимальные отметки, просев к вечеру 20 января ниже 82 рублей за доллар и перенося россиян и российский бизнес в новую реальность. Более детально о том, что ожидает простое население и представителей бизнеса в новой реальности, в которой доллар стоит более 82 рублей, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Аналитики брокера SFX Markets отмечают, что 20 января в ходе торгов на российской бирже курс национальной валюты обновил очередную историческую минимальную отметку, просев к вечеру ниже 82 рублей за доллар. Предыдущий курсовой антирекорд, напомним, был зафиксирован в середине декабря 2014 года, когда рубль обвалился до 80,1 рубля за доллар.
С начала позапрошлого года российская валюта обесценилась уже на 60 процентов, и процесс ее ослабления продолжается. Курс рубля двигается вниз вслед за нефтяными котировками – мартовские контракты по марке Brent сейчас торгуются возле отметки 27 долларов. Согласно расчетам аналитиков Bloonberg, 20 января уровень корреляции между ценой российской валюты и стоимостью барреля сырья данной марки составлял 77,2 процента. Впрочем, в настоящее время на российском валютном рынке не наблюдается той паники, которая была в 2014 году. С ноября позапрошлого года российский Центробанк отпустил нацвалюту в свободное плавание, поэтому регулятор сейчас не собирается выходить на рынок с валютными интервенциями, тем более что глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала нынешний курс рубля близким к фундаментально обоснованным отметкам.
Проседание курса нацвалюты на 10 процентов добавляет к уровню инфляции 1-1,2 процентных пункта – эксперты.
По словам Дмитрия Полевого, занимающего в ING должность главного экономиста по РФ и СНГ, влияние девальвации нацвалюты на уровень инфляции будет определяться тем, как долго курс рубля будет оставаться на новых отметках. Если курс будет оставаться на сегодняшнем уровне в течение нескольких месяцев, то это повлияет на уровень инфляции в рамках тех оценок, которые были даны ранее: ослабление национальной валюты на 10 процентов прибавляет к уровню инфляции 1 процентный пункт.
Примерно такие же цифры приводит и Александр Исаков, занимающий должность главного экономиста в "ВТБ Капитал": он объяснил, что проседание курса рубля на 10 процентов приведет к примерно 1,2 процентных пункта дополнительной инфляции. Между тем правительство в настоящее время ожидает, что по итогам текущего года инфляция должен составить 6,4 процента после прошлогодних почти 13 процентов.
Возможный рост инфляции ставит под определенные сомнения реалистичность достижения Центробанком заявленной цели по ее уровню – 4 процента в 2017 году. Исаков отметил, что у регулятора есть инструменты, с помощью которых можно снизить инфляцию до этой отметки. Для ЦБ основным инструментом таргетирования инфляции является процентная ставка, находящаяся в настоящее время на уровне 11 процентов. Однако недавно Ксения Юдаева, первый замруководителя ЦБ, допустила возможность повышения ставки – такое решение будет принято в случае давления инфляции на отечественную экономику.
Исаков полагает, что при определенных условиях Центробанк может сдвинуть по срокам достижение заявленной цели по инфляции, ведь до того, как регулятор зафиксировал конкретную дату перехода к 4-процентной инфляции – 2017 год – он оперировал среднесрочными показателям.
Рост инфляции негативно отображается на уровне реальных доходов населения страны, хотя номинальные доходы россиян, как считает эксперт, снижаться не будут. Скорее всего, сохранится разнородность доходов по различным секторам отечественной экономики, наблюдавшаяся в 2015 году. Можно ожидать, что в работающих на экспорт или конкурирующих с импортом торгуемых секторах уровень роста заработных плат будет и дальше оставаться достаточно высоким. Например, в прошлом году он составил, в зависимости от конкретного сектора, от 7 до 13 процентов. В других секторах, неторгуемых, таких как государственное управление или финансовая отрасль, рост зарплат будет довольно сдержанным, вне зависимости от курса рубля.
Между тем Дмитрий Полевой обращает особое внимание на то, что в РФ отсутствуют драйверы роста, равно как и факторы, благодаря которым доходы российского населения могли бы расти. Эксперт полагает, что доходы простых граждан в лучшем случае вырастут совсем немного в номинальном выражении или останутся на прежнем уровне, тогда как в худшем случае, если в том или ином виде начнется сокращение номинальных зарплат, то и уровень номинальных доходов россиян, соответственно, также начнет снижаться.
От слабой национальной валюты традиционно выигрывают экспортеры, при этом степень эффекта для различных отраслей разная – наиболее комфортно чувствуют себя сталепроизводители и металлурги, такие как "Северсталь" и НЛМК. Аграрно-промышленный комплекс (благодаря поставкам зерна) и химическая промышленность РФ также выигрывают от слабого рубля. Александр Абрамов, профессор департамента финансов ВШЭ, объяснил, что у этих производителей прибыль формируется в американской или в единой евровалюте, тогда как издержки формируются в рублях. Вместе с тем Владимир Брагин, занимающий в УК "Альфа-Капитал" должность директора по анализу финрынков и макроэкономики, утверждает, что девальвация нацвалюты негативно скажется на автопроизводителях и на автодилерах, а также на производителях товаров премиального сегмента, предметов роскоши и на поставщиках таких товаров.