Российская экономика находится сейчас не в лучшей форме. В прошлом году она вступила в рецессию, которая, как прогнозируют аналитики, не закончится как минимум до конца текущего года. Международный валютный фонд изначально ожидал сравнительно недолгого снижения с переходом к умеренному росту, но предположения относительно нефтяных цен, на которых основывался их прогноз, сегодня выглядят неоправданно оптимистичными, пишет Марк Адоманис, обозреватель Forbes (США).
В условиях снижающих нефтяных цен рушится и курс российской национальной валюты. Он уже перешел психологически значимую отметку - 80 рублей за доллар. Более чем на пять процентов с начала года упал и индекс ММВБ. Экономика в рецессии, обесценивающиеся акции, падающая нацвалюта: все это похоже на финансовый кризис, отмечает автор.
У Российской Федерации нет никаких уникальных свойств, сделавших бы ее неуязвимой для финансового коллапса, подчеркивает обозреватель. Но может ли рухнуть российская финсистема?
Центральный банк России может полностью истратить свои финрезервы, лишив государство подушки безопасности, которая спасает от экономических шоков, а инвесторов - остатков доверия к Российской Федерации. Безусловно, в конце 2014-го РФ теряла резервы очень быстрыми темпами. Но процесс был остановлен. В результате резервы стабилизировались на уровне порядка 370 миллиардов долларов США. Это, естественно, намного меньше, нежели было до кризиса. Однако этого достаточно, чтобы не допустить кризиса платежного баланса. В настоящее время валютные резервы Российской Федерации в состоянии обеспечить «покрытие импорта» примерно на 18-22 месяца (в зависимости от методики расчета). Это гораздо больше 6-месячного порога, который неофициально считают минимальным показателем, обеспечивающим макроэкономическую стабильность.
Второй потенциальный риск связан с валютным долгом. Государственный долг России, как известно, является одним из самых незначительных в мире. С иной стороны, российские корпорации обременены огромными валютными долгами, в основном в евро и долларах. Традиционно, если в государстве с развивающимся рынком нацвалюта падает так сильно, как сейчас упал российский рубль, выраженные в иностранной валюте долги становятся неподъемным бременем. Для такого рода ситуации есть специальное слово - «дефолт» и проходить через него крайне болезненно, отмечает автор материала.
На начало текущего года Российская Федерация обладала стабильными (хоть и не очень большими) валютными резервами. Ее корпоративному сектору удалось избавиться от значительной части долговой нагрузки, несмотря на то, что кардинальным образом он пока ее не уменьшил. Это не похоже на государство, которое находится на грани коллапса, пишет автор материала.
Разумеется, «не находится на грани коллапса» еще не значит, что «обладает здоровой экономикой и ждет быстрого экономического роста», отмечает Адоманис.
В настоящее время очень трудно приходится российским потребителям. Макроэкономическое положение Российской Федерации остается приличным именно по той причине, что государство уже приняло очень горькое лекарство и в довольно большой дозе. Большинство нефтепроизводителей попытались отложить переход к новой реальности низких нефтяных цен, поддерживая искусственно завышенные валютные курсы, а также допуская огромный бюджетный дефицит. Что касается Российской Федерации, то она поступила иначе. Там отпустили курс национальной валюты в 2014-м – именно для того, чтобы не растрачивать резервы в тщетной попытке как-то защитить дорогую нацвалюту. Судя по тому, что в Кремле поговаривают о политике экономии, там намерены удерживать дефицит на достаточно скромном уровне в 3-4 процента ВВП. Несмотря на различные экономические затруднения последних месяцев, Российской Федерации удалось сохранить положительное сальдо платежного баланса. Для этого ей понадобилось значительно снизить импорт, чтобы компенсировать уменьшение экспортной выручки, отмечает автор.
Последствия кризиса.
Высокая инфляция (12,9 процента в минувшем году и пятнадцать процентов в 2014-м) привела к значительному снижению реальных доходов российских граждан. В прошедшем году количество бедных увеличилось на 2 миллиона человек. На сегодняшний день 20,3 миллиона граждан получают в месяц доход, который ниже 140 долларов. От кризиса страдают даже обеспеченные граждане, о чем свидетельствует резкое снижение продаж новых авто в прошлом году. В регионах стали возникать первые общественные движения, как, к примеру, недавняя забастовка водителей-дальнобойщиков.
Власти постепенно начинают принимать меры на случай еще большего ухудшения ситуации. Опасаясь повторения кризиса 1998-1999-ых, министр финансов Антон Силуанов на днях заявил, что «нужно адаптировать бюджет к новой реальности». Все министры должны подготовить план снижения расходов на десять процентов в 1-м квартале.
Отметим, в условиях снижающих нефтяных цен рушится и курс российской национальной валюты. Он уже перешел психологически значимый порог - 80 рублей за доллар.
Как ранее сообщалось, российское правительство утвердило бюджет на текущий год из расчета нефтяной цены на уровне в 50 долларов.
Автор: Екатерина Кравец