Правительство Российской Федерации может прибегнуть к «более сложным решениям» в случае дальнейшего падения нефтяных котировок. Такого рода заявление сделал первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер в эфире телеканала РБК. Согласно его словам цену в 20 долларов за баррель, «не выдержит никто».
Если при старых нефтяных ценах из Западной Сибири бюджет получал порядка 75-80 процентов стоимости барреля, то сейчас эта сумма значительно снизилась, сказал он. «При нефтяной цене в 30 долларов поступления от продажи барреля в бюджет снижаются до 12-13 долларов, а при цене в 20 долларов власти будут изымать примерно до 4 долларов», - отметил чиновник.
«При нефтяной цене в 20 долларов поступления в бюджет значительно сократятся. По моему мнению, в случае длительного сохранения таких цен нужны будут какие-то отдельные решения, которые с точки зрения бюджета будут достаточно сложными. Естественно, мы надеемся, что этого не случится», - отметил Текслер.
Как отмечают аналитики брокера SFX Markets, по состоянию на вчерашний вечер, цена барреля Brent составляла 34,85 доллара. Это на 2,73 процента выше, нежели при открытии торгов.

Ранее глава МЭР Алексей Улюкаев предсказал, что нефтяная цена в наступившем году составит 30 долларов. «По моему мнению, некоторая ребалансировка будет. Среднегодовая стоимость нефти будет не такая, как сейчас, а выше», - отметил он, подчеркнув, что у нефтяных котировок есть потенциал восстановления. «В 2015-м спрос увеличился примерно на 1,5 миллиона баррелей. Глобальная экономика выросла на три процента, значит, спрос тоже вырастет», - сказал министр.
Российские нефтекомпании назвали критический уровень нефтяных цен.
С начала текущего года нефтяные цены демонстрировали как падение, так и рост. Стоимость барреля даже опускалась ниже тридцати долларов, а вчера она показала рост, поднявшись почти до 35 долларов. Согласно мнению аналитиков UBS, такая цена продержится в течение всего 1-го полугодия, а эксперты банка Standard Chartered полагают, что цены могут снизиться и до 10 долларов.
В Минэнерго РФ пока готовятся к цене в 30 долларов. В конце 2015-го ведомство попросило крупные нефтекомпании провести стресс-тесты при цене барреля от 30 долларов.
Согласно словам Михаила Леонтьева, пресс-секретаря «Роснефти», у компании есть стресс-сценарий, который рассчитан на цену в тридцать долларов. При такой стоимости нефти компания продолжит внедрять даже шельфовые проекты, полагает Леонтьев.
Игорь Сечин, президент «Роснефти», прошлогодней осенью заявлял, что себестоимость нефтедобычи у компании составляет порядка 4 долларов (без учета налогов и транспортных расходов), поэтому она готова продолжать «бороться за долю рынка».
ЛУКОЙЛ в своем стресс-сценарии при нефтяных ценах в 30 долларов закладывает сокращение инвестиций на 20 процентов, пишет РБК, ссылаясь на источник в компании. Вагит Алекперов, президент ЛУКОЙЛа, в сентябрьском интервью изданию «Ведомости» сказал, что для компании «точкой отсечения» является цена в 24 доллара. В материалах ЛУКОЙЛа отмечается, что девальвация нацвалюты за 9 месяцев сократила удельные затраты ЛУКОЙЛа на добычу в РФ на 35 процентов, до 3,68 доллара за баррель (без налогов). В ходе предновогодней встречи с журналистами Алекперов сказал, что компания сможет выстоять и выплачивать заработную плату работникам и при ценах на уровне 9–12 долларов. Однако если нефтяные котировки сейчас опустятся до такого уровня, то это приведет к сокращению добычи нефти и «нулевым инвестициям», предупреждал он.
Александр Дюков, президент «Газпром нефти», в конце 2015-го в интервью «Россия 24» отмечал, что на месторождении Приразломное добыча будет оставаться рентабельной при цене барреля в 25 долларов, а в целом по компании - при 18–20 долларов. Правда, себестоимость он оценил выше, нежели «Роснефть»: «Себестоимость добычи на разработанных традиционных месторождениях составляет 12–15 долларов за баррель».
Стресс-тесты при нефтяной цене в 30 долларов провели и небольшие нефтекомпании, которые входят в Ассоциацию независимых нефтекомпаний «Ассонефть», рассказала ее гендиректор Елена Корзун. Согласно ее словам, руководители компаний уже ведут оптимизацию эксплуатационных расходов: «Речь об экономии электроэнергии, сокращении трат на бурение и геологоразведку». Компании останавливают эксплуатацию низкодебитных скважин и откладывают инвестпроекты по разведке и разработке новых месторождений, сказала она.
По мнению аналитиков Bank of America Merrill Lynch, российские компании устойчивы к снижению нефтяных котировок: им помогает курс российской нацвалюты, падающий вслед за «черным золотом», а также гибкие ставки налогообложения. Как следует из ноябрьского отчета банка, в среднем нефтекомпании останутся безубыточными при нефтяных ценах в пределах тридцати долларов, а для«Башнефти» и «Роснефти» этот порог еще ниже – в пределах 20 долларов за баррель.
Государство теряет при снижении нефтяных котировок больше, нежели нефтяные компании. «Общая налоговая система устроена так, что ключевые риски изменения нефтяных цен лежат на государстве и на бюджете, а не на компаниях», - заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович.
Согласно мнению Ильдара Давлетшина из «Ренессанс Капитала», крупные нефтекомпании останутся безубыточными и при нефтяной цене на уровне в пятнадцать долларов. «Однако доходы бюджета при такой цене упадут на порядок», - отмечает эксперт.
Автор: Екатерина Кравец