После того как заместитель председателя российского правительства Аркадий Дворкович рассказал о возможной реорганизации некоторых учреждений, занимающихся инновационными программами, наблюдатели стали говорить о том, что власти намерены свернуть ряд проектов в этой области, пишет британский информресурс Би-би-си.
В частности, Дворкович говорил о таких известных центрах как «Роснано» и «Сколково» и о некоторых других. По его словам, в ближайшие полмесяца правительство будет готово рассмотреть предварительно подготовленные различными ведомствами меры. Таким образом, именно тогда будет окончательно решена участь вышеназванных институтов. Об этом Дворкович рассказал в начале текущей недели, после завершения правительственного совещания.
Как сообщается, и в старые, более благополучные времена, об этих проектах довольно много наблюдателей отзывалось весьма критически. Многие отмечали, что работа в них ведется крайне непрозрачно, руководство не обладает должным уровнем компетентности, а некоторые схемы наводят на мысль о коррупционной деятельности.
По мнению Бориса Шмелева, главы политологического исследовательского центра при экономическом институте Российской академии наук, имеется целый перечень претензий к этим инновационным проектам, запущенным Дмитрием Медведевым, в бытность президентом РФ. Большинство критиков отмечают, что в целом эффективность их работы крайне низкая. При этом они умудряются потреблять слишком много государственных средств. Многие весьма возмутились, после того как глава «Роснано» Чубайс рассказал сотрудникам в ходе выступления на новогоднем корпоративе о том, что денег имеется «очень много».
Эксперт отмечает, что в ситуации, когда в экономике происходит кризис, власти не могут себе позволить расходовать огромные средства непонятно на что. По его словам, в будущем есть шанс, что указанные организации смогут начать работать более эффективно, однако в настоящий момент на них просто нет денег. Дворкович просто озвучил мнение, имеющееся у большинства экспертов.
Это, несомненно, приведет к утрате влияния господином Чубайсом. Шмелев полагает, что вероятнее всего власти решат объединить все разрозненные институты в одно учреждение, а впоследствии начнут сокращать штаты. В конечном итоге останется довольно небольшая организация. Эксперт указал, что вряд ли правительство решит полностью закрыть все инновационные институты.
По его мнению, лучше всего позаботиться о том, чтобы по максимуму сократить слишком раздутые штаты и начать ставить перед оставшимися специалистами очень конкретизированные задания, под которые и выдавать финансы.
Эксперт отмечает, что в России существует практика, когда некоторые деятели, при помощи государства, основывают те или иные предприятия и затем просто решают за государственный счет свои личные проблемы.
Финансирование инноваций будет сокращено из-за кризиса.
Как полагает Владимир Иванов, заместитель руководителя Института исследующего проблемы научного развития при РАН, «Сколково» создавалось как предприятие, которое должно было бы перейти в перспективе на самоокупаемость. С другой стороны, продолжает эксперт, советские ученые всего за 7 лет смогли собрать с нуля атомную бомбу. Благодаря этому прорыву была создана новая отрасль народного хозяйства, изменилась структура экономики и произошли изменения в других сферах. В настоящее время очень нелегко конкретно сказать, чем занимаются все инновационные институты, созданные в России. Это недопустимо, полагает Иванов.
По его словам, нет никаких свидетельств эффективной деятельности ни «Сколково», ни «Роснано».
Михаил Ремизов, глава института Стратегии национального развития указывает, что в настоящее время все инновационные институты свое сделали. Они по идее сами должны были настаивать на реорганизации. По его словам, «Роснано» по сути является всего лишь инвестором, требования которого были весьма консервативны. Все проекты, которые им были профинансированы, не имели никакого революционного потенциала.
Проблема состоит в том, что в Российской Федерации не существует промышленность способная реализовать на практике разработанные в инновационных организациях проекты. Таким образом, большая часть разработок еще очень долго будет оставаться на бумаге.
Ремизов отмечает, что многие возлагали слишком большие надежды на новосозданные институты, но их функции в реальности были значительно более скромными. Они в принципе не в состоянии были стать драйвером развития для российской экономики. Спрос на инновации в России до настоящего времени весьма скромный. Не существует крупных производств, которые могли бы стать потребителями разработок.
По словам эксперта, «Сколково» в целом свою миссию выполнило полностью. Институт оказался стартовой площадкой для немалого числа молодых ученых и научных команд, которые будут в будущем двигать российскую науку. Тут проблема в том, что ими заинтересовались не только российские, но и иностранные компании, что может в создавшихся условиях привести к оттоку мозгов из страны.
Эксперт заявил, что ему сейчас нелегко говорить о будущем, но при этом отметил – до того момента, пока Медведев останется во главе правительства, он не позволит чтобы «Сколково» был закрыто как проект. Он также предположил, что вероятнее всего объем средств выделяемый на инновационные институты будет сокращен, однако не полностью. Власти, по его словам, понимают важность сохранения потенциала в этой сфере.