Россиянами демонстрируется удивительная приспосабливаемость к антироссийским западным санкциям и запретительному кремлевскому угару. О факторах, способствующих подобной жизнестойкости, рассуждает 29 января Александр Плющев, являющийся интернет-экспертом, популярным блогером, радиоведущим и автором еженедельных колонок на сайте DW.
У советских людей имеется огромный опыт по приспособлению к вызовам агрессивной среды.
Немногие из них отваживались выступать открыто против властей или явно нарушать те или иные законы Союза Советских Социалистических Республик, однако едва ли не каждый жил по принципам, которые мало соответствовали положениям морального кодекса строителей коммунизма. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что они доставали продукты и вещи по знакомству, устраивались по блату в институт, таскали потихоньку с работы все, что могли, размножали тайком запрещенную писанину и литературу.
Такая приспосабливаемость с формальной лояльностью властям стала подлинным залогом их выживания – и в самое трудное время, и когда уже отпустило. Меняется мало что и в данный момент, особенно в последние полтора десятка лет, в течение которых даже небольшой перечень полученных с падением Советского Союза прав и свобод начинает потихоньку в России отбираться Кремлем.
Однако, как полагается в известном афоризме, история, бывшая раньше трагедией, теперь повторяется в виде фарса.
Антитурецкие экономические санкции Москвы, повлекшие за собой очередной ощутимый удар по собственной российской туристической индустрии, дошли до компьютерной глобальной паутины. Роспотребнадзор обнаружил деятельность целого одного сайта, предлагавшего путевки на полуостров Малая Азия, и подал в суд на торговавших турпутевками через Интернет. Сайт убрал предложения, но история вовсю прогремела, и чиновниками этот день был, видимо, прожит не зря.
Ну а те жители России, которые не ходили раньше далее ближайшего офисного помещения турфирмы с броскими завораживающими буклетами, изучают теперь самостоятельно азы туризма. Им ведь никто пока не мешает заказать те же самые туры в Кемер или Белек, только с полетами через Минск, при этом в валюте это даже не намного дороже, чем было.
Так все и живут: у чиновников есть работа по выявлению и поиску нарушителей, а гражданами решаются собственные проблемы. Легко гонять в Интернете турфирмы, гораздо тяжелее, когда проявления твоего идиотизма (называемого принципами более толерантными людьми) сталкиваются с собственными твоими планами. Вышло, например, что без рабочих из Турции не успеть никак достроить ряд стадионов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. И чиновничеству срочно пришлось придумывать обходы своих собственных запретов для разрешения этой коллизии. С другой стороны, это тоже есть работой, и за нее можно тоже отчитаться перед начальством. Бюрократия, являющаяся победившим российским классом, научилась извлечению выгоды из любых внутриполитических и внешнеполитических решений. Речь, разумеется, ведется исключительно про собственную выгоду, а не про благополучие государства, которое бюрократов содержит и нанимает.
После запретов на импорт продовольствия из Европы те, кто от них пострадал, стали приспосабливаться поневоле. Покупать фактически втридорога из-под полы, привозить из командировок, в Интернете искать. Логичный следующий шаг – перекрытие и этих каналов, и опять вот Роспотребнадзором предлагается блокировка сайтов, предлагающих попавшие под санкции продукты, и приравнивание их к фотографиям и видео с детской порнографией, пропагандой суицида и наркотиков. Это наводит на размышление, какая именно ассоциация вызывается качественной едой у доморощенных чиновников или хотя бы картинками ее в Интернете.
Ожесточенная чиновничья борьба и не очень-то уже нужна: девальвация вызвала рост цен даже у разрешенных к импорту продуктов настолько, что они просто большинству россиян не по карману. Но надзорными органами с потрясающим по силе упорством продолжается выискивание сайтов, продающих бекон, и уничтожение польских яблок бульдозерами.
Есть множество очевидных примеров, демонстрирующих, что главной целью каких-либо запретов есть таковые сами по себе, в некотором смысле те барьеры, рядом с которыми можно с пользой для себя трудоустроить очередных своих охранников. Например, «вечные» блокирования крупнейших торрент-трекеров мало сказались на их посещаемости: давно люди готовы были к этому и приспособились отлично. Даже самыми технически отсталыми слоями населения ради посмотра бесплатного и захватывающего кино были взяты на вооружение расширения к браузерам и прокси-серверы. Правообладатели, в чьих интересах и затевался этот процесс, только от этого проиграли: администрацией торрентов прекращено ранее имевшееся с ними сотрудничество. В выигрыше лишь чиновники в Роскомнадзоре, следящие зорко за выполнением провайдерами блокировок.
Даже новым советником президента Российской Федерации Германом Клименко, позиционирующим себя пугалом интернет-вольницы, не оценена, похоже, подобная настойчивость в противоборстве пиратству. Дескать, время трудное, не отнимайте у народа зрелищ, разберемся при наступлении светлого будущего. Возможно, сказалось то, что обнаружилось у Клименко наличие своего свечного заводика на данном рынке - небольшого торрент-трекера.
Homo soveticus никакие санкции не страшны
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.