Сегодня, 1 февраля, Борису Ельцину исполнилось бы 85 лет, и, по мнению Александра Дроздова, являющегося исполнительным директором "Ельцин-Центра" (музейно-образовательного комплекса, который посвящен политическому наследию, оставленному известным политиком), основным достижением первого президента РФ является возрождение в стране граждански ответственных и политически мыслящих людей. Более детально о том, что ставит на первое место в политическом наследии, оставленном Ельциным, Дроздов, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Александр Дроздов, отвечая в интервью "Радио Свобода" на вопрос, о том, какое из достижений Бориса Ельцина он считает самым главным, назвал успех первого президента страны в деле возрождения в России граждански ответственных и политически мыслящих людей – такие люди действительно появились в российском обществе.
Это люди, осознавшие и понявшие, что такое свобода – о 90-х годах они говорят как о наиболее содержательном и достойном периоде в их жизни. Но здесь вся проблема в том, что Российская Федерация так и не сдала экзамена конституционализма и парламентаризма – страна добровольно (либо с чьей-то помощью) ушла из этой школы в начальном классе. Дроздов подчеркнул – он даже не сомневается в том, что Россия, способна быть демократической, равно как и любая другая страна, и в 90-е годы она это доказала. Именно за это и нужно поблагодарить Бориса Николаевича Ельцина.
Отметил испдир "Ельцин-Центра" и серьезные ошибки, допущенные первым президентом России. По его мнению, Ельцин, не проведя в стране люстрацию, совершил очень серьезную ошибку. Дроздов объяснил, что говорит об этом, понимая – люстрация коснулась бы его самого в первую очередь, поскольку он был представителем номенклатуры. Тем не менее он убежден – люстрацию в России нужно было обязательно провести. Действительно, существует множество опытов проведения люстрации, и неизвестно, как бы она прошла в РФ. Тем не менее, объяснил Дроздов, общественно-политическая формация не заканчивается просто словами о распаде Советского Союза и переходе к буржуазной республике – формация продолжает жить в людях.
Инерция, с которой России пришлось столкнуться, не просто сохранилась – она продлилась, и даже создала субкультуру. Речь идет о людях, ни дня не проживших в СССР, но при этом все про него знающих, и любящих его всей душой. Ельцин допустил большую ошибку, когда не отсек от участия в политической жизни страны представителей традиционной, классической советско-хозяйственной и прочих номенклатур – эти люди вполне могли реализовать себя и в какой-то другой жизненной сфере.
Ельцин не является основателем олигархической системы власти – Дроздов.
Одновременно с этим Александр Дроздов не считает Бориса Ельцина основателем той олигархической системы власти, которая затем была передана Владимиру Путину, модернизировавшего данную систему под себя. Другое дело, что именно при первом президенте в России имело место явление, получившее в 1996 году название "семибанкирщина", хотя исторические аналогии не всегда уместны, и не всегда они работают безупречно.
Скорее всего, Ельцин просто не успел скорректировать финансово-хозяйственную структуру, в которой должны были прорасти и крупный капитал, и различные виды частной собственности, и средний и мелкий бизнес, и та же кооперация. В конечном итоге Российская Федерация с одной стороны получила, с одной стороны, феномен крупного олигархического капитала, с другой стороны – в фундаменте, внизу, идея частной собственности так и не укоренилась. В свое время была допущена очень серьезная ошибка – не был запущен пропагандисткой механизм, с помощью которого можно было бы адаптировать к новым реалиям совершенно к ним неподготовленного советского человека.
Музей Бориса Ельцина и соратники первого президента работают над тем, чтобы развеять туман грязных мифов 90-х вокруг персоны известного политика, и это очень серьезная работа. В миссию "Ельцин-Центра" неспроста заложена подвижническая идея воспитания, образования и процветания. По мнению Дроздова, в стране началась черновая скрупулезная и в то же время масштабная работа с различными аудиториями, в первую очередь с молодым поколением. Все прекрасно понимают, исходя как из собственного опыта, так и из всероссийского, что здесь нельзя нажимать и давить, нельзя рекрутировать, нельзя уговаривать. Композиция "Ельцин-Центра" выложена таким образом, что человек, погрузившись в нее, увлекается и имеет возможность пройтись по различным веткам: фотоматериалам, документам, изучить различные точки зрения. Здесь действительно представлены разные точки зрения, и неоднозначность сразу улавливается.
Как правило, исторические периоды пересматриваются после того, как происходит смена власти. Нужно отдать должное Владимиру Путину, который в своих выступлениях всегда высказывался с уважением, если затрагивал тему, связанную с Борисом Ельциным, и нынешнему главе государства, судя по всему, идея преемственности вполне понятна. Но одновременно с этим здесь на каждом шагу приходится сталкиваться с интерпретаторами, играющими на контрастах – они, стараясь подчеркнуть все преимущества сегодняшнего времени, при этом закрашивают в черный цвет предыдущее время, из которого все проросло, и это очень серьезная ошибка нынешних политтехнологов.