В Российской Федерации готовится масштабная приватизация. Как заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, бюджет находится в критическом состоянии, и с продажей акций больше тянуть нельзя. Российский президент огласил достаточно жесткие и взаимоисключающие условия приватизации, как полагают эксперты. Существует риск, что активы опять достанутся «своим».
Как пишет «Би-би-си», на протяжении последних лет российское правительство уже неоднократно заявляло о масштабной приватизации, однако в каждом из случаев речи о реальном уменьшении доли государства не велось. «В течение многих лет приватизационные планы значительно отстают от реального исполнения. В бюджет закладывается сумма намного большая, нежели реально продается», - отмечает Алексей Саватюгин, в прошлом заместитель министра финансов.
Вопрос с приватизацией уже давно «назрел и даже перезрел», как полагает завлабораторией Института экономической политики им. Гайдара, член КГИ Владимир Назаров. Согласно его словам, существуют разные оценки, однако все они говорят, что доля государственного сектора превышает 50 процентов ВВП. «Это убивает конкуренцию, не позволяет экономике развиваться, а госкомпании, как правило, неэффективны», – поясняет эксперт.
В этот раз российские власти настроены достаточно серьезно. В первый день текущего месяца глава государства провел совещание, в ходе которого обсуждался вопрос приватизации. На совещании присутствовали главы РЖД, ВТБ, «Роснефти», «Алросы», «Башнефти», «Аэрофлота» и «Совкомфлота». Состав участников встречи дает примерное представление о списке государственных компаний, акции которых планируют выставить на продажу. Владимир Путин призвал обеспечить прозрачность приватизационных сделок. Помимо этого, глава государства подчеркнул, что контрольные пакеты стратегически важных объектов останутся у государства. «Продаж акций по бросовой цене, за бесценок, быть не должно», - назвал Путин 3-е условие приватизации.
Также глава государства озвучил несколько требований касательно потенциальных покупателей: это должны быть опытные инвесторы, имеющие готовую стратегию развития приобретаемого объекта, и они должны находиться исключительно в российской юрисдикции. «Разные «серые» схемы, сокрытие собственников, вывод активов в офшоры недопустимы», - сказал Владимир Путин. «Инвесторы обязаны располагать собственными средствами либо кредитными ресурсами, однако не из государственных банков», - завершил список требований лидер страны.
Чужим не продавать.
Выдвинутые Владимиром Путиным условия достаточно жесткие и во многом взаимоисключающие, полагает Владимир Назаров. «С одной стороны, это не зарубежные инвесторы, с другой стороны, запрещается привлекать средства из госбанков, тогда как других в государстве практически нет. Непонятно, какова мотивация потенциальных покупателей, если учитывать, что контрольные пакеты продаваться не будут», - рассказывает аналитик.
Запрет на продажу активов иностранным структурам непонятен, согласен Алексей Саватюгин. «Это означает, что мы приглашаем в страну лишь срочных спекулятивных инвесторов, которые приходят на небольшой срок и за небольшими пакетами, а не долгосрочных инвесторов. Этот выбор, скорее, политический, нежели экономический», – отмечает он.
Эксперт тоже считает странным такое ограничение, как привлечение средств государственных банков. «У нас если кто-то и имеет свободную наличность, то это госбанки, а также очень узкий круг иных финансово-промышленных групп», - отмечает Саватюгин.
Эксперты подчеркивают, что перспективы развития продаваемых активов довольно спорные. «Есть некоторые риски, что это будет снова приватизация среди «своих», - поясняет Наталья Акиндинова, руководитель Центра развития ВШЭ. - Очень важно, чтобы это была рыночная продажа, чтобы активы не достались тем, кто в настоящее время управляет ими неэффективно. Мы знаем, что они все довольно богатые люди и могут это себе позволить». И если собственниками окажутся «те же люди», никаких изменений в сторону улучшения в ближайшей перспективе ожидать не следует, считает она.
Поставлена задача оставить контрольные пакеты у государства, а значит, реального разгосударствления экономики не будет, отмечает Саватюгин. «Реальное - это когда госдоля становится ниже контрольной, а также когда на продажу выставят в том числе госфининституты, - подчеркивает он. - А пока что речи ни о приватизации ВТБ, ни Сбербанка, ни Московской биржи не идет. Так что эта мера направлена не на улучшение управленческой структуры, а исключительно на фискальные цели по наполнению бюджета».
Также аналитики указывают, что экономические условия сейчас для приватизации далеко не идеальные. Также это признал и сам президент. «Конечно, мы знаем, что некоторые вещи противоречат друг другу – надо искать золотую середину», - сказал Путин во время своего выступления. Акиндинова соглашается, что время для приватизации выбрано не самое удачное. «Сейчас нефтяные цены на минимальных уровнях. Нужно сказать, что раньше подобного рода решения откладывались, когда котировки были невысокими. А в настоящее время они очень низкие», - подчеркивает эксперт.
Алексей Улюкаев тоже признает, что приватизационные сделки нужно будет проводить в неблагоприятной обстановке, однако иного выхода нет.
Автор: Екатерина Кравец