Уже в этом году может быть исчерпан резервный фонд, средства которого идут на покрытие дефицита бюджета. Дыры придется латать с помощью продажи государственных активов. Однако время выбрано не слишком удачное.
Работа над проектом антикризисного плана для экономики РФ на текущий год должна была завершиться 5 февраля, однако затянется она еще на неделю. Одной из причин такой задержки может стать уточнение ряда параметров, в особенности, касающихся приватизации. Как сообщалось ранее, пакеты таких компаний, как «Роснефть», АЛРОС, «Башнефть» могут быть приватизированы первыми. Помимо этого, на очереди доли в «Совкомфлоте», «Аэрофлоте», ВТБ и РЖД. Что такие меры могут дать?
По состоянию на начало текущего месяца объем Резервного фонда России был равен 3,74 триллионам рублей. За год он снизился в рублевом выражении на 36,3 процента, а в долларовом – на 41,5 процента. Нужно сказать, что именно средства Резервного фонда используются для того, чтобы частично покрывать дефицит федерального бюджета. Российское правительство прогнозирует, что в текущем году дефицит будет равен 2,36 триллиона рублей. Антон Силуанов, руководитель Министерства финансов, еще в прошлом месяце высказал опасение по поводу того, что без введения мер бюджетной оптимизации Резервный фонд уже в этом году может быть израсходован. С его слов, спасти ситуацию могла бы приватизация, при помощи которой государство выручило бы около 1 триллиона рублей за два года.
«По всей видимости, ситуация является безвыходной. О степени ее безвыходности говорит как раз та частота, с которой те или иные чиновники затрагивают тему приватизации. В последнее время это происходит значительно чаще», – подчеркнул Николай Подлевских, глава аналитического управления инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент», в интервью DW.
Нужно заметить, что на самом высоком уровне данный вопрос поднимался 1 февраля. На совещание по вопросам приватизации в Кремль были вызваны как главы профильных министерств, так и руководители компаний, которых, скорей всего, и коснется принятие тех или иных решений. В число участников (список размещен на сайте Кремля) вошли руководители «Роснефти», АЛРОСА, «Башнефти», «Аэрофлота», РЖД, ВТБ и «Совкомфлота».
Путин озвучил условия.
На данном совещании были оглашены главные условия, на которых должна будет произойти приватизация. В своем вступительном слове их озвучил президент РФ. «Государство не должно потерять контроль над стратегическими предприятиями из-за приватизации. Так, контрольные пакеты таких предприятий должны быть сохранены в руках государства», – подчеркнул Путин.
По словам российского лидера, реализация государственного имущества должна быть экономически оправданной. «Акции не должны продаваться за бесценок, по бросовой цене», – подчеркнул он. Также глава РФ отметил, что необходимо уделить внимание «качеству инвесторов, их деловой репутации». В особенности, новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в юрисдикции РФ и покупать их за собственные или же кредитные деньги, но не из государственных банков. Такие рамки эксперты восприняли как достаточно непростые и мало реализуемые. «Конечно же, такие рамки существенно сужают круг потенциальных инвесторов», – сказала Эмилия Сибирева, замгендиректора компании «ФинЭкспертиза-Капитал».
«Для хорошей продажи время уже упущено, а дорого сегодня уже никто не купит», – отметил Игорь Николаев, глава Института стратегического анализа компании ФБК. «В связи со стоимостью нефти переговорная позиция у нас на данный момент очень слабая. Из-за этого очень обидно», – сказал Николай Подлевских.
Высока вероятность, что в числе первых на продажу будут выставлены пакеты «Башнефти», «Роснефти» и АЛРОСА. Об этом, по крайней мере, заявил на днях Алексей Улюкаев. Речь в этом случае идет о 25 процентах «Башнефти», 19,5 процента «Роснефти» и 19 процентах АЛРОСА.
Конъюнктура рынка на сегодняшний день неважная, но, несмотря на это, искомую сумму в 1 триллион рублей, как утверждают эксперты, получить удастся. «Полагаю, что, если в первую очередь действительно будут проданы акции самых ликвидных компаний из данного списка, то это может дать очень даже неплохие результаты уже в текущем году», – говорит Сибирева.
А кто же инвесторы?
При других политических и экономических обстоятельствах за те же активы можно было бы получить значительно больше средств и совершенное иное «качество» инвесторов. Подлевских утверждает, что «смена владельцев была бы разумной, если бы вместе с появлением нового акционера появились и новые возможности. К примеру, если бы в случае приобретения китайской компанией пакета акций у «Роснефти» появилась бы переработка CNPC».
Но Путин заявил, что иностранные инвесторы должны быть исключены. «Рассчитывать на то, что внутри страны найдется много желающих, также не приходится», – отметил Игорь Николаев. С его слов, здравомыслящий инвестор в теперешней экономической ситуации сначала выждал бы время, однако государство не будет ждать, и, вероятнее всего, все закончится тем, что кому-то «просто будет сделано особое предложение, от которого будет непросто отказаться». Эксперты добавили, что компания «Сургутнефтегаз» является одной из вероятных получателей данной «просьбы».
Автор: Ксения Дмитриева