Созданную в России модель государственности оценил Фрэнсис Фукуяма. Он утверждает, что рано или поздно модели экономики, построенные на зависимости от энергоносителей, разваливаются. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Американский политолог Фрэнсис Фукуяма, автор труда «Конец истории и последний человек», в рамках интервью прокомментировал модель существования государства, присутствующую в современной России. В этом контексте теперешний российский президент представляет собой интересное явление, поскольку во время его пребывания при власти демократизация государства не произошла, но Москва пытается позиционировать себя как культурный и цивилизационный противовес Западу.
В представлении современных россиян их страна, подобно «Третьему Риму», находится в оппозиции по отношению к «еретической Европе». Для граждан страны подобная модель является частью современного мышления, где со «святой Россией» борются иностранные демоны. При этом представители политических элит, отстаивая необходимость создания «суверенной демократии» или «управляемой демократии», не рассматривают либеральную демократию даже как вариант.
Комментируя механизм формирования государственности в современной России, Фукуяма констатирует, что вряд ли соответствует действительности представление хозяина Кремля о том, что ему удалось создать жизнеспособную или хотя бы прочную альтернативу либеральной демократии. На самом деле, по мнению эксперта, конструкция, построенная на очень узкой основе, как и зависимая от реализации энергоносителей экономическая модель, сейчас успешно рушатся.
Однако для мировой истории крах современной России не является чем-то удивительным. Ранее такие же процессы происходили не только в других тоталитарных режимах, но и на территории других частей света. В качестве примера Фукуяма указывает на Венесуэлу и Иран. Низкая устойчивость российской модели стала очевидной при падении ценовых показателей на рынке энергоносителей.
Фукуяма уверен, что современные россияне будут иметь возможность в полной мере оценить значение выбора экономической модели приблизительно через 10 лет. Возникает сомнение, что российские граждане будут также уверенными в лучшем для них выборе теперешней модели. Эксперт полагает, что через десяток лет у российских граждан появится возможность дать более объективную оценку свободе и процветанию, присутствующим в европейской модели.
По утверждению политолога, определяющим фактором для динамики развития России на протяжении последних 20 лет является внешняя политика. В частности, можно говорить о неудаче на ранних стадиях перехода, здесь негативное влияние оказал хаос во времена правления Бориса Ельцина. В 2000 годах, уже во времена правления Владимира Путина, произошло восстановление экономики, вызванное в первую очередь ростом цен на энергоносители. С учетом процесса развития российской государственности нет ничего удивительного в том, что в сознании россиян сформировалось такое видение внешнего мира.
Тем не менее ситуацию вокруг России Фукуяма называют исторически ограниченной. Он сомневается, что теперешняя модель будет каким-либо образом влиять на мировоззрение нового поколения россиян. По мнению эксперта, для нового поколения россиян свойственна будет другая оценка своей жизни и системы, оптимальной с точки зрения для проживания. Однако на данное время российским гражданам необходимо пройти через переходной период.
Кризис 2008 года показал, что рынок нуждается в контроле.
В отношении Фрэнсиса Фукуямы критиками левых взглядов озвучиваются упреки в том, что политолог альтернатив свободному рынку и либерализму в экономике не видит. Тезис эксперта о «конце истории» нередко сравнивают со словами Маргарет Тетчер о безальтернативности свободного рынка. В то же время критики западного капитализма сомневается в его справедливости. Они указывают на то, что большая часть мирового капитала сконцентрирована в руках 62 сверхбогатых людей.
Выражая свое мнение по поводу этой дискуссии, Фукуяма отмечает, что экономической системой в конце истории будет не тэтчеризм, и даже не экономика конкуренции. Самой жизнеспособной моделью политолог называет либеральную демократию при свободном рынке. Одной из функций либеральной демократии является перераспределение доходов. В то же время наличие в стране рыночной экономики без демократической системы приводит к росту неравенства.
Для каждой современной капиталистической системы свойственно наличие социального обеспечения. К примеру, в европейских государствах социальная сфера потребляет около 50 процентов ВВП, которые по принципу справедливости распределяются в обществе. Несколько более свободная экономика, к примеру, наблюдается в США, поэтому перераспределяется меньшая часть ВВП, чем в Швеции или Голландии, но государства выполняют эту функцию.
Характеризуя собственную точку зрения на оптимальную модель функционирования государственной системы, Фукуяма констатирует, что выступает вовсе не за несдерживаемый капитализм. Намного более жизнеспособной он считает систему, встроенную в демократию. Опоздание рыночных операций может проходить в соответствии с демократическими принципами. Политолог уверен, что необходимость контроля над рыночными тенденциями стала очевидной, яркой иллюстрацией чего является кризис 2008 года в США.