Бассма Кодмани, представитель сирийской оппозиции, обвинила Российскую Федерацию в срыве переговорного процесса, направленного на урегулирование конфликта в Сирии. Более детально мнение Кодмани относительно роли РФ в срыве мирных переговоров по сирийскому вопросу изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В интервью журналистам Deutsche Welle Басма Кодмани объяснила роль Российской Федерации в срыве мирных переговоров по сирийскому вопросу. Напомним, что переговорный процесс, начавшийся в Женеве 1 февраля, приостановлен, и его возобновление запланировано на 25 февраля. Стаффан де Мистура, спецпредставитель ООН по Сирии, объяснил, что участникам переговорного процесса необходимо прояснить целый ряд открытых в настоящее время вопросов. Кодмани отметила, что она согласна с мнением спецпредставителя ООН. Главное сирийское оппозиционное объединение – Высший комитет по переговорам – прибыло в Женеву для того, чтобы узнать, есть план решения гуманитарных вопросов, и перед тем, как приступить к переговорам, необходимо этот план воплотить в жизнь, но сейчас данные обязательства не выполнены.
Помимо этого, весь переговорный процесс поставлен под угрозу проведенными на этой неделе войсками Асада и его иностранными наемниками, действующими при поддержке российской авиации, военными операциями и агрессивными бомбардировками. По своей интенсивности все эти военные операции являются беспрецедентными, и подготовка к ним должна была вестись в течение нескольких недель. В этой связи представители сирийской оппозиции задаются вопросом, для чего в данном случае вообще нужны были все эти дискуссии и разного рода обязательства.
Ведь получается, что когда глава Госдепа США Джон Керри вел переговоры с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым, Москва все это время готовилась к тому, чтобы прямо и открыто дискредитировать Вашингтон, приступив к проведению военной операции в Сирии именно тогда, когда должны были начаться мирные переговоры. Это очень серьезный вопрос, и, по мнению сирийской оппозиции, целью Российской Федерации является разрешение конфликта в Сирии военным путем – судя по всему, Москва просто не заинтересована в политическом решении этого конфликта. Именно такой посыл был получен от РФ.
Российская сторона на протяжении последних двух месяцев утверждала, что ее целью по Сирии является прекращение огня на территории этой страны и начало мирного политического диалога. У сирийской оппозиции есть разногласия с Российской Федерацией по поводу характера политического процесса, но необходимость его запуска признается всеми сторонами, равно как и прекращение огня – в таком случае оппозиция готова садиться за стол переговоров, однако вместо этого начинаются бомбардировки. В настоящее время все видят, что нынешние действия России полностью противоречат заявлениям, сделанным ранее российской стороной.
Силы сторон сирийского конфликта не равны – Кодмани.
Отвечая на вопрос о шансах "Свободной сирийской армии", теряющей в последнее время свои позиции под натиском российской военной авиации, одержать победу в военном плане, Кодмани констатировала: силы сторон, участвующие в сирийском конфликте, явно не равны. "Свободная сирийская армия" сражается одновременно против трех крупных сил: правительственных войск, иностранных наемников из Пакистана, Афганистана, Ирака (войска Асада поддерживают около 10 стран, а также российские и иранские военные), и против организации "Хезболлах". Получается, что ССА в одиночку ведет борьбу с тремя очень сильными противниками, и дисбаланс сил в данном случае очевиден.
Стремление уничтожить ССА означает желание уничтожить политический процесс, поскольку уничтожается единственная умеренная сила, готовая к выполнению взятых на себя обязательств в рамках дипломатического мирного процесса. Такого рода шаги, направленные на уничтожение ССА, имеют огромное значение не только в политическом, но и в гуманитарном плане, поскольку большое количество людей из-за непрекращающихся бомбардировок вынуждено покидать свои родные места.
Говоря о курдских бойцах, которых считают еще одной силой, принимающей участие в сирийском конфликте, Кодмани объяснила, что некоторые из них действительно воюют на стороне ССА. Но основная группа курдов – "Демократический союз" – не имеет никакого потенциала в военном плане. Проблема здесь состоит в том, что иногда курды принимают участие в боевых действиях, выступая на стороне правительственных войск, и рассчитывать на них как на часть оппозиции нельзя. В зависимости от того, что им выгодно, курды открывают фронт, принимая сторону войск Асада, после этого обращаются к ССА, но планы курдов вряд ли совместимы с планами "Свободной сирийской армии".
Ранее оппозиция заявляла, что она готова включиться в мирные переговоры только лишь в том случае, если правительственная армия прекратит бомбардировки и снимет осаду с сирийских городов. Объясняя, остаются ли данные требования актуальными до сих пор, Кодмани напомнила нормы международного права, очень четко прописывающие гуманитарные обязательства. В частности, осада городов и вызванный ею голод среди мирных граждан – это военные преступления, равно как и пытки в тюрьмах, беспорядочные авиаудары по гражданскому населению и так далее. Оппозиция поставила условие – прекратить совершение всех этих военных преступлений. Совсем другим вопросом является перемирие – здесь приемлемым решением для оппозиционных сил является прекращение огня и проведение политических переговоров относительно создания в Сирии переходного правительства.