Объявленная в Российской Федерации политика импортозамещения превращается в инструмент для обогащения крупных российских АПК, которые только выигрывают от растущих цен. Более детально о том, кому на самом деле выгодно импортозамещение, объявленное властями РФ, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Информагентство "Росбалт" отмечает, что в России крупны коррупционеров изредка могут показательно "разоблачить", причем, уже после того, как эти люди уйдут в отставку, и укроются на территории какой-нибудь из западноевропейских стран, тогда как аресты крупных коррупционеров в Российской Федерации вообще не практикуются. Показательным примером здесь является случай с Еленой Скрынник, экс-министром сельского хозяйства. Деятельностью бывшего руководителя сельскохозяйственного ведомства Счетная палата заинтересовалась еще в ее бытность гендиректором фирмы "Росагролизинг": бизнесвумен заподозрили в завышении цен для российских сельхозпроизводителей.
Изучив только лишь первые этапы биографии Скрынник, казалось, можно было бы легко просчитать все последствия ее назначения на должность министра, но никто из представителей высшей российской власти даже не обратил на это никакого внимания. Все подозрения в нечистоплотности и нарекания не помешали ей стать руководителем Министерства сельского хозяйства, и оставаться на этой высокой государственной должности на протяжении трех лет. При этом, как утверждает издание "Ведомости", чиновнице удавалось успешно совмещать госуправленческую деятельность с бизнесом – она являлась совладельцем или учредителем более 10 компаний, значительная часть которых была связана с лизинговой деятельностью.
Теперь экс-министр после нескольких лет "тяжелого трудового пути" наслаждается на своей вилле во Франции "заслуженным отдыхом", тогда как прокуратурой Швейцарии в отношении нее было начато расследование: швейцарские правоохранители подозревают Скрынник в причастности к отмыванию незаконно нажитых средств, и уже арестовали активы бывшей чиновницы на сумму 60 миллионов швейцарских франков. Между тем в Российской Федерации она отделалась только лишь исключением из рядов "Единой России" и ролью свидетельницы в возбужденном российскими правоохранителями уголовном деле о мошенничестве.
В адрес нового главы Минсельхоза не жалел хвалебных эпитетов.
В адрес Александра Ткачева, ставшего новым руководителем Минсельхоза, не жалели хвалебных эпитетов, называя его умелым хозяйственником. Однако стоит более детально присмотреться к тому, что стоит за "успехами сельского хозяйства" в бывшей "вотчине" нового министра – Краснодарском крае, и были ли эти успехи вообще.
В России чиновники во многих случаях являются еще и бизнесменами. Ткачев формально оставил бизнес еще тогда, когда стал губернатором Кубани, но расследование, проведенное Евгением Титовым, кубанским журналистом издания "Новая газета", показало сохранившуюся связь Ткачева и его родственников с "Агрокомплексом им. Н. И. Ткачева", названном так в честь отца министра, и являющегося самым крупным агрохолдингом Кубани. Впрочем, эти связи не очень и скрываются, поскольку зять Ткачева, Роман Баталов, является первым номером в списке директоров холдинга. Помимо этого, в различных коммерческих структурах Краснодарского края работают и другие родственники руководителя Минсельхоза.
После того как Ткачев возглавил министерство, государственную поддержку стали получать, в первую очередь, структуры, которые связаны с "родственным бизнесом", тогда как остальным в лучшем случае оставалось лишь бороться за выживание. Впрочем, оказание господдержки "по блату" распространено не только на Кубани. По словам Веры Тишковой, секретаря ростовского обкома КПРФ, среди фермеров Ростовской области также распространено мнение, что льготы и субсидии, предоставляемые государством с целью поддержки АПК, получают, преимущественно предприятия, невидимыми нитями связанные с чиновниками. У предпринимателей есть свои догадки на этот счет, но у них отсутствуют инструменты, позволяющие проследить и доказать эти связи.
Ситуация, сложившаяся в российском АПК, уже давно должна была привлечь внимание правоохранительных органов, у которых есть необходимые инструменты для выявления коррупционных связей, но отмашки "сверху" на выявление этих связей не было. Сельское хозяйство РФ из-за климатических условий наиболее прибыльным является в южной части страны, тогда как на Дальнем Востоке, в Сибири и в Нечерноземье оно зачастую не только малоприбыльно, а и убыточно.
"Эффективный управленец" вряд ли станет тратить средства оскудевающего государственного бюджета на поддержку того, что в итоге не принесет никакой прибыли его бизнес-партнерам и ему лично - эти траты ведь не обратятся затем покупкой павлинов для дачи или покупкой роскошных яхт. Но отсутствие поддержки означает постепенное умирание отрасли, а также обнищание работающих в ней людей. Российским властями был провозглашен курс на импортозамещение, и это означает необходимость вкладывать деньги сейчас при нескорой отдаче. Государству в сложившихся условиях придется делать выбор – либо поддерживать чиновников-коррупционеров, либо оказывать реальную поддержку отечественным производителям.