В результате сокращения чиновничьего аппарата российское правительство может лишиться собственной социальной базы. Об этом говорится в статье Ивана Преображенского, кандидата политических наук, эксперта по Центральной и Восточной Европе, обнародованной Deutsche Welle.
Как отмечает Преображенский, к сентябрю нынешнего года в Российской Федерации на несколько бюрократических структур станет меньше. Министерство финансов, в соответствии с распоряжением российского президента Владимира Путина, должно закрыть Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), а на Министерство транспорта будут возложены функции, выполняемые в настоящее время Федеральным агентством по обустройству государственной границы (Росграница). По словам политолога, это вовсе не первые и уж точно не последние государственные структуры, сотрудникам которых предстоит пополнить стремительно увеличивающую армию российских безработных. Преображенский отметил, что, по слухам, за упомянутыми ведомствами также может последовать Россотрудничество и еще некоторые госагентства. Более того, череда увольнений ожидает российскую полицию и МЧС, а остальные ведомства и даже кремлевская администрация, наконец, действительно будут вынуждены сократить штат.
В начале 1990-х, когда в Российской Федерации также стремительно падал курс национальной валюты и рос уровень безработицы, в первую очередь работы лишались сотрудники госпредприятий (особенно военно-промышленного комплекса) и научно-исследовательских институтов. Многие из них попросту закрывались, а из других сотрудники уходили сами в связи с невыплатами или же мизерными зарплатами.
Чиновников же тогда не увольняли, однако их зарплаты также были смешными. Ответом на такие реалии стала коррупция, стремительно развивающаяся на всех уровнях власти. Благодаря этому армии бюрократов удалось дотянуть до лучших времен. Более того, ее численность к последнему президентскому сроку Бориса Ельцина даже выросла, а население в связи с распадом СССР при этом сократилось вдвое.
Неудивительно, что сегодняшний экономический кризис в России заставил власти призадуматься над тем, как можно сократить количество «ртов». В соответствии с подсчетами Министерства финансов, аппарат госслужащих можно уменьшить на 20 процентов, благодаря чему получится сэкономить 18 миллиардов рублей.
Правда, до настоящего времени результаты подобных попыток не были успешными, более того, численность чиновников продолжала увеличиваться. В результате, если судить по решению Владимира Путина о поддержке эксперимента в Ульяновской области, было принято решение о сокращении наименее защищенной части чиновничества – муниципальных и региональных бюрократов.
Владимир Путин следует по стопам Михаила Горбачева.
Однако, по словам Преображенского, вопрос заключается в том, действительно ли этих людей можно считать дармоедами – кого сокращают в Российской Федерации во время кризиса: тех, кто зря просиживает штаны в своих кабинетах или же, наоборот, полезных работников для сохранения размера зарплат их начальников? Если судить по российскому опыту, чаще всего страдают именно последние.
К примеру, в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) входит несколько аналитических институтов (и даже полувоенных!), а также «свои» врачи и генералы, по количеству которых ведомство превосходит даже Министерство обороны. Однако под сокращение штата, начавшееся еще в конце 2015 года, в первую очередь попали пожарные. Сначала в некоторых регионах пожарным перестали выплачивать зарплату, а впоследствии были начаты «слияния, укрупнения и увольнения». Похожую ситуацию можно наблюдать и в Министерстве внутренних дел, в котором, в соответствии с июльским указом президента Российской Федерации, сокращению подлежат больше 100 тысяч рядовых работников.
Таким образом, задача сокращения расходов, поставленная Кремлем, вроде бы выполняется. Однако ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев не намерены следить за эффективностью ее решения, поскольку центральному аппарату сокращаемых министерств, который уже давно битком набит кумовьями и друзьями руководства, была предоставлена полная свобода действий. И столичное руководство, как в Омской области, начинает пачками увольнять своих подчиненных на местах, которые действительно работают. При этом сокращения центрального аппарата МВД по-прежнему остаются только «в планах».
В то же время, по словам политолога, в Кремле явно стали забывать о том, что одной из причин распада СССР было уничтожение собственной социальной базы со стороны власти. Преображенский отметил, что Советского Союза не стало, в том числе, после того, как педагоги, врачи, так называемая техническая интеллигенция перестали быть заинтересованы в существовании этого государства.
Для современного же российского правительства именно силовики низшего и среднего звена являются такой социальной базой, поскольку они являлись основой условного среднего класса в России – вовсе не креативного, однако обладающего доходом, средним для государства и весьма стабильным при этом. По мнению политолога, Владимир Путин, оставляя на произвол судьбы этих людей, похоже, сам того не понимая, следует по стопам Михаила Горбачева и подкапывает фундамент собственного политического режима.