Резонанс в российском обществе вызвала «ночь длинных ковшей», прошедшая на прошлой неделе. По мнению некоторых экспертов, речь идет о планомерном превращении Москвы в диктаторский город. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
Торговые павильоны в Москве остались нынешней мэрии в наследство от Юрия Лужкова. Накануне «РосБизнесКонсалтинг» опубликовал расследование с указанием людей, владеющих объектами уличной торговли на территории российской столицы. Журналисты утверждают, что снос торговых павильонов является одним из этапов войны с уличной торговлей, которая ведется уже на протяжении 5 лет.
До начала 2015 года в Москве функционировало около 7 тысяч киосков, из которых почти 2 тысячи работали по льготным ставкам аренды и занимались реализацией билетов и газет. Из оставшихся 5 тысяч около 80 процентов киосков находится во владении разнообразных сетевых структур. По данным журналистов, основателями большинства крупных компаний, владеющих киосками, являются люди, связанные с командой бывшего мэра Юрия Лужкова.
Владлен Максимов, президент Коалиции киоскеров, вице президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» в интервью попытался спрогнозировать тенденции будущего развития уличной торговли в Москве. Он выражает сомнение в том, освободившееся место будет застраиваться в ближайшее время в рамках реализации реформы.
Бизнесмен признается, что он не знает, чего ожидать от будущего, но ситуация со сносом киосков в любом случае довольно неприятная. По утверждению Максимова, гипотетически можно согласиться с претензиями городского руководства к инвесторам, в адрес которых выдвигаются обвинения в наличии нарушений. Тем не менее нарушение вряд ли являются результатом деятельности самих арендаторов. Однако об интересах владельцев торговых помещений городское руководство не подумало. С учетом спорных обстоятельств сноса павильонов, предприниматель сомневается в том, что застройка площади будет происходить сейчас.
Одним из вопросов, которые активно обсуждаются, является влияние тенденций в малом бизнесе на самих москвичей. Комментируя этот вопрос, Максимов констатирует, что политику сокращения нестационарных торговых объектов правильной он не считает. Предприниматель сообщает, что в Москве торговые площади как таковые отсутствуют, улучшить ситуацию строительство торговых центров вряд ли поможет, поскольку никакой павильон в торговом центре объекты на людских потоках заменить не может.
О стратегической ошибке речь не идет – Александр Акишин.
Урбанист Александр Акишин в свою очередь полагает, что нельзя воспринимать снос торговых павильонов в Москве как обычную стратегическую ошибку новой московской области. Он уверен, что речь в данном случае идет о вполне продуманной политике, направленной на «зачистку» городского пространства, что даст возможность усилить контроль власти над происходящим в Белокаменной.
Эксперт признается, что надеется на собственную ошибку, однако наблюдение за происходящим заставляет делать неутешительные выводы. В частности, процесс похож на формирование города, который хорошо просматривается, полностью контролируется. В то же время стерильно чистый город не оставляет пространства для действий и людей, которые малейшем отличием во внешнем виде или поведении, будут отличаться от строгой системы.
Акишин констатирует, что в современном контексте снос торговых павильонов в Москве нельзя рассматривать как благо. Скорее на самом деле уничтожение торговых площадок является для города значимой потерей. Примечательно, что речь идет не только о потере в функциональном плане, намного более важен стратегический подтекст этих действий власти, действия мэрии содержат в себе определенные предпосылки.
Напоминает эксперт, что незадолго до этих событий руководством страны внесены изменения в Гражданский кодекс. Сейчас мэрии и другие административные органы имеют право на снос частной собственности даже в случае отсутствия соответствующего предписания со стороны суда. Урбанист уверен, что это решение существенно меняет баланс интересов. В результате оказывается, что частная собственность не защищена от противоправных действий со стороны, заинтересованной в ее разрушении. Самым пугающим моментом сноса павильонов, по мнению эксперта, является законность действий московской области.
Также обращает внимание Акишин на то, что большая часть киосков, которые были снесены на протяжении прошлой недели, находилась во владении крупных бизнесменов и компаний, непосредственно связанных с московскими чиновниками. По мнению урбаниста, на этот шаг руководство города пошло в ущерб интересам бизнес-структур, стремясь добиться цели более значимой.
Полагает Акишин, что снос торговых павильонов в первую очередь является продолжением политики по зачистке Москвы. Этот процесс наблюдается уже на протяжении нескольких лет и стерилизацию города москвичам приходится видеть чаще, чем мероприятия, направленные на благоустройство настоящее. Эксперт утверждает, что под прикрытием процесса благоустройства городское руководство проводит зачистку, с превращением хаотичного пространства российской столицы, унаследованной Москвой из 90 годов, в город диктаторский и тоталитарный. В качестве ориентира для московской власти называет урбанист Минск, который многим россиянам нравится именно за чистоту.