Правозащитники анализируют изменения в вопросе свободы слова в России. По утверждению экспертов группы «Агора», за прошедший год приблизительно в 9 раз усилилась цензура в российском сегменте глобальной сети. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Правозащитники из группы «Агора» провели исследование, предметом которого является состояние свободы слова в Рунете. В результате обнаружена неприятная тенденция – в минувшем году за активность в социальных сетях россияне получали вполне реальные уголовные сроки. Кроме того, в несколько раз увеличилось количество заблокированных для российских пользователей веб-ресурсов.
По утверждению правозащитников, на протяжении 2014 года в России было заблокировано около 1 тысячи сайтов. В 2015 году под блокировку попали более чем 9 тысяч интернет-ресурсов. Также фиксируется увеличение количества нарушений права на свободу слова в интернете, за год отмечен рост приблизительно в 7,5 раза. Еще одной тенденцией является рост количества уголовных дел, непосредственно связанных с распространением информации. Эти данные представлены экспертами международной правозащитной организации «Агора» 16 февраля в докладе «Свобода интернета-2015: торжество цензуры».
Вместе с тем аналитики констатируют, что ограничительные меры, принимаемые государством, в большинстве случаев неэффективны, пользователи научились без лишнего труда обходить блокировку. Об этом в рамках интервью заявил Дамир Гайнутдинов, юрист правозащитной группы. Также он сообщил, что правозащитники обнаружили несколько очень важных тенденций, которые наметились в Рунете на протяжении прошлого года.
Юрист утверждает, что руководство России со временем начинает осознавать низкую эффективность борьбы с распространением информации исключительно с помощью блокировки отдельных ресурсов. Именно поэтому параллельно фиксируется рост уровня давления на определенных пользователей – возбуждаются уголовные дела, инициируется административное преследование за «лайки» и «репосты».
Показательной в этом случае является ситуация с отказом социальных сетей блокировать сообщества после требования российского руководства. К примеру, Twitter и Facebook демонстративно отказались блокировать группы, где распространилась информация об акциях в поддержку оппозиционеров и другие неприятные для Москвы данные. После отказа администрации соцсетей Москва пытается найти альтернативный подход, которым считает преследование отдельных пользователей.
То есть, руководство страны осознает, что социальные сети находятся вне юрисдикции российского законодательства. Ухудшение ситуации в России влечет за собой рост географии протестов и увеличение количества поводов для недовольства. Понятно, что власти могут добиться блокировки одного анонса предстоящей акции протеста, но вряд ли возможной является блокировка десятков групп, где объединяются, к примеру, недовольные ситуацией дальнобойщики, валютные ипотечники или пенсионеры. Поэтому с точки зрения властей намного выгоднее применить обновление по отношению к людям, распространяющим анонсы предстоящих акций протеста.
За «лайк» виртуальный срок реальный.
В 2015 году зафиксировано не менее 18 случаев, когда за «лайки», «репосты» и «шеры» виртуальные интернет-пользователи получали вполне реальные уголовные сроки. 18 человек в общей сложности получили срок больше 36 лет лишения свободы. Для одного человека срок колеблется от нескольких месяцев и до 5 лет. К примеру, в конце декабря активист из Томска за репост двух видеороликов на тему Украины приговорен к 5 годам лишения свободы.
На 3 года лишения свободы осужден мужчина из Татарстана, который опубликовал на своей странице в социальной сети материалы о нарушении прав крымских татар после аннексии полуострова. Гайнутдинов констатирует, что нередко за публикацию «неправильных» материалов о Крыме и Украине пользователи Рунета могут столкнуться с трудностями. По мнению суда, «лайк» также является способом распространения информации, некоторые уголовные дела возбуждено именно по факту неосторожного «лайка».
В принципе, 18 случаев возбуждения уголовных дел из общей численности 70 миллионов пользователей нельзя назвать статистикой впечатляющей. Однако сейчас многие пользователи задумываются перед тем, как нажимать кнопочку «нравится» под той или иной публикацией. Также обращает внимания юрист на то, что в числе 18 осужденных есть явные жертвы «борьбы за статистику».
На скамье подсудимых за распространение информации наряду с известными блогерами оказываются рядовые пользователи. Известны также случаи, когда осуждение за интернет-активность используется государством в качестве инструмента для персональной мести известным общественным активистам.
В исследовании также содержится история о блокировке сайта «Rutor.org.», трафик которого после попадания ресурса под запрет сократился несущественно. Из этого правозащитники делают вывод о том, что рядовые пользователи намного повысили свою интернет-грамотность. Немалая заслуга в этом самих сайтов, которые публикуют подробную инструкцию для обхода блокировки.
За последнее время намного возросло количество пользователей браузера Tor, который помогает обходить блокировку. Приблизительно в 10 раз, до показателя 200 тысяч увеличилась численность людей, которые используют этот способ для посещения заблокированных ресурсов. Однако использование этого браузера не является единственным методом обхода блокирования. К примеру, во время недавней блокировки сети микроблогов Twitter для турецких пользователей производители программного обеспечения фиксировали значительный рост количества скачиваний приспособлений, предназначенных для обхода блокировки.