Горячие Новости

Облако тегов

Как ВЭБ превратился в черную дыру

Как ВЭБ превратился в черную дыру
Отставка Владимира Дмитриева с поста руководителя ВЭБа, о которой сообщают источники издания РБК, скорее всего, связана с тем, что он, выполняя поручения, «не предупреждал о рисках». Как государственная корпорация превратилась в «помойку» плохих долгов?
 
История Внешэкономбанка начинается с 1922 года, однако в нынешнем виде банк возник в 2007 году. Тогда президент России подписал закон «О банке развития» и ВЭБ получил статус государственной корпорации. Российский «банк развития» ориентировался на модель KfW (Германия) - госагентства, которое функционирует по отдельному закону. KfW поддерживает немецкий экспорт, а все обязательства госагентства гарантированы правительством ФРГ.
 
Государственная корпорация должна была заниматься развитием инноваций, особых экономических зон, инфраструктуры, поддержкой экспорта российской продукции, поддержкой среднего и малого предпринимательства. Но в кризисные 2008-й и 2009-й ВЭБ начал выполнять функции, которые раньше не предусматривались его концепцией: банк взял на санацию коммерческие банки Связь-банк и «Глобэкс», и проводил интервенции на фондовом рынке.
 
В 2008-м, в сентябре месяце, «Глобэкс» столкнулся со значительным оттоком средств юридических и физических лиц, результатом чего стала покупка ВЭБом 98,94 процента акций «Глобэкса» за символическую сумму в пять тысяч рублей. Одновременно с этим, Связь-банк «заигрался» с ценными бумагами на РЕПО и выдал много кредитов сомнительного качества. Вследствие этого Центробанк России выделил ВЭБу на санацию указанных кредитных учреждений 212,6 миллиарда рублей в 2008-м году.
 
Также в кризисные 2008 и 2009 ВЭБ скупал просевшие акции отечественных компаний благодаря депозиту Министерства финансов на 175 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), после чего продал эти бумаги с впечатляющей выгодой – порядка 100 миллиардов рублей.
 

Зачем ВЭБ вкладывал в убыточные проекты?

 
Меморандум о финполитике ВЭБа предусматривает, что государственная корпорация должна вкладывать в безубыточные проекты, однако в действительности ВЭБ уже в 2009–2010-х давал миллиардные кредиты на проекты, имевшие очень мало шансов окупиться, пишет РБК. В период, когда Владимир Путин возглавлял правительство и, соответственно, набсовет ВЭБа, банк выдал свыше 8 миллиардов долларов кредитов неназванным украинским и российским инвесторам под приобретение промышленных активов в Украине и главным образом на Донбассе. Эти инвесторы никогда не назывались. В отчетности банка они проходят как «третьи стороны», которые получили от ВЭБа кредиты на приобретение акций и финансирование металлургических предприятий в Украине. Известно, что на средства ВЭБа приобретались пакеты акций таких компаний как «Запорожсталь» и «Индустриальный союз Донбасса». Как писал журнал Forbes, данные вложения делались в политцелях, а фактическим собственником указанных предприятий становился сам Внешэкономбанк.
 
В настоящее время украинские вложения указанного банка практически не работают, кредиты не обслуживаются, так как предприятия на Донбассе разрушены. По состоянию на прошлогодний октябрь ВЭБ оценивал объем займов анонимным инвесторам на покупку ценных бумаг и финансирование металлургических предприятий Украины в 561 миллиард рублей (7,2 миллиарда долларов по нынешнему курсу), относя их к категории подверженных риску. Резерв под обесценение данных кредитов составлял около 170 миллиардов рублей.
 
«Олимпийские» кредиты Внешэкономбанка на общую сумму в 240 миллиардов долларов тоже изначально не выглядели безубыточными. На конец 2014-го «олимпийские» кредиты на 183 миллиардов рублей были классифицированы самим же ВЭБом как проблемные. Не прострочены они только благодаря введенному мораторию на обслуживание, а также погашение данных кредитов, который был продлен до середины 2017-го. Без этого продления указанные кредиты были бы неработающими, пишет Fitch.
 

Где Внешэкономбанк брал деньги?

 
До введения санкций ЕС и США в 2014-м Внешэкономбанк занимал средства во многом у зарубежных инвесторов и банков, накопив к середине 2015-го порядка 20 миллиардов долларов внешних долгов. Сейчас из-за санкций банку недоступны рынки Запада. При этом лишь в нынешнем году ВЭБ обязан погасить порядка 3 миллиардов долларов. Из них, как сказал Виктор Никольский (аналитик S&P), евробонды на 516 миллионов долларов и российские облигации на 302 миллиона долларов. «Самая основная проблема Внешэкономбанка – это большие неработающие активы. Вторая – это проблемы с ликвидностью из-за того, что корпорация пребывает под санкциями. Третья проблема - это довольно сложная организационная структура», - полагает Александр Проклов, вице-президент, аналитик Moody's.
 
Согласно оценке Moody's, общие капитальные вливания в Внешэкономбанк со стороны правительства начиная с 2007-го составили 559 миллиардов рублей (в капитал 1-го уровня) и еще 6 миллиардов долларов в капитал 2-го уровня. Активы банка (4,3 триллиона рублей на конец прошлогоднего сентября) равны порядка 8 процентам ВВП России (за 9 месяцев 2015-го).
 
Перемены во Внешэкономбанке назрели уже довольно давно, и начать решено именно со смены руководителя госкорпорации. Так, сегодня, Владимир Дмитриев на встрече с коллективом сказал о своем уходе с должности председателя госкорпорации.
Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Елгава
Елгава
Варвара Третьякова
Варвара Третьякова

Швейцария
Корпорация Макдональдс
Корпорация Макдональдс
Дронов Георгий Александрович
Дронов Георгий Александрович
15 мая
15 мая