Основой благосостояния православной церкви является не только немалая государственная помощь или щедрые меценаты, или прихожане в приходах. Как оказалось, Русская православная церковь располагает своим бизнесом. Впрочем, до сегодняшнего дня в секрете держится информация на предмет того, как тратятся эти заработанные средства. Об этом пишут эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на информационное агентство РБК, которое, в свою очередь, попыталось выяснить, что является основой экономики РПЦ.
Пирог из множества слоев.
Социолог Николай Митрохин, написавший книгу «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», отметил, что с точки зрения экономики РПЦ – это на самом деле гигантская корпорация, в которой под одним названием объединены несколько десятков тысяч агентов, которые действуют или полностью самостоятельно, или частично. Роль таких агентов приходится играть каждому монастырю, приходу, священнику.
В действительности, в сравнении со многими организациями общественного направления, регистрация каждого прихода проходит так, как будто речь идет об отдельно взятом юридическом лице и религиозном НКО. Примечательно, что церковь не платит никаких налогов за прибыль, поступающую от проведенных обрядов и церемоний. Кроме того, государство не облагает налогами и доходы, полученные от проданной литературы религиозного содержания или от пожертвований. В конце каждого года организации религиозного характера должны предоставить декларацию. По информации источников РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году сумма не облагаемых налогами на прибыль доходов была равна 5,6 миллиарда рублей.
На сегодняшний день отмечается снижение суммы пожертвований, которые поступают от спонсоров, а общая сумма отчислений из каждой епархии может составить третью часть или вовсе половину от общего бюджета церкви, рассказал Всеволод Чаплин, который до декабря прошлого года возглавлял отдел по взаимоотношениям церкви и общества.
Церковное имущество.
Среднестатистический житель Москвы убежден, что количество православных церквей растет весьма интенсивно. И в этом есть своя доля правды. Буквально с 2009 года во всех регионах страны было построено или восстановлено не менее пяти тысяч храмов. Соответствующая информация была предоставлена в первых числах февраля во время Архиерейского собора патриархом Кириллом.
Если верить информации, содержавшейся в документах, передача объектов со стороны Росимущества в собственность Русской православной церкви может быть проведена двумя путями – в качестве собственности или согласно договору, предусматривающему безвозмездное использование.
Информация РБК свидетельствует о том, что на протяжение последних четырех лет в собственность православной церкви было передано более 270 объектов имущества в 45 регионах. Данные о площади недвижимости есть всего у 45 объектов, общая площадь которых составляет примерно 55 тысяч квадратных километров. Самым большим объектом, который теперь принадлежит церкви, является ансамбль Троице-Сергиева пустынь.
Деньги из бюджета.
Церковный служитель Алексей Уминский, который является настоятелем храма Троицы в Хохлах, говорит, что если финансирование какой-либо организации осуществляет государство, то придется полностью поддерживать его политику. Священник считает, что взаимодействие церкви и государства сейчас очень тесное. Впрочем, руководство патриархии его мнение отвергает.
Приход и доход.
Экономика церкви напоминает жесткую вертикаль, которая работает по принципу строгого подчинения. Так священник Алексей Уминский пояснил устройство еще одного источника, по которому деньги поступают в патриархию.
Во время последнего Архиерейского собора патриарх Кирилл сообщил, что на российской территории действует 293 епархии и более 34,5 тыс. храмов. Церковью отчисляется для потребности епархий некоторый процент, который был получен от пожертвований, как отмечает Уминский. В качестве исключения можно назвать храмы, которые строятся или восстанавливаются.
Касса церкви.
Протоиерею Чаплину не удалось реализовать свое давнее желание. Речь идет о банковской системе, в которую будет включен ростовщический процент. В настоящее время православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.
Буквально до недавнего у церкви были оформлены счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет». Заработные платы для работников синодального отдела патриархии, по информации источника РБК в РПЦ, были переведены на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке.
На обслуживании Эргобанка находилось свыше шести десятков православных организаций и восемнадцать епархий, в том числе Троице-Сергиева лавра и Подворье Патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в нем «дыры».
Информация о том, в каком направлении банки инвестируют средства РПЦ, достаточно скудная. Единственное, что известно наверняка, так это то, что церковь не брезгует венчурными инвестициями.