По словам российского депутата ГД Ильи Пономарева, в России коррупция является механизмом управления. Более детально мнение политика о коррупции как о механизме управления в РФ, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Илья Пономарев, пришедший в студию "Радио Крым.Реалии", а также экс-глава Бахчисарайской администрации Ильми Умеров и украинский политтехнолог Тарас Березовец, выходившие на видеосвязь, прокомментировали ситуацию в Крыму, где под давлением общественности 20 февраля этого года сложили полномочия глава Бахчисарайского горсовета Юрий Гуляев и руководитель администрации Владимир Верховод. Оба чиновника вынуждены были уйти в отставку после того, как было обнародовано видео, на котором они планируют "распил" бюджетных средств и проведение рейдерских захватов.
Пономарев отметил, что данная ситуация для нынешней российской действительности является из ряда вон выходящей. Происходящее в Бахчисарае для Российской Федерации является нормой жизни, тогда как отставка чиновников, прием прокурором области граждан по данному вопросу. Об этом в РФ как раз не слышали, это, наверное, и есть украинское наследие.
В России также происходят коррупционные скандалы, и Пономарев соглашается с этим, но вместе с тем добавляет: российскому чиновнику, если он хочет оставаться на своей должности, нужно аккуратно "слить" компрометирующую его информацию в публику, чтобы против него начал расследование условный Навальный. В таком случае чиновнику будет гарантирована полная неприкосновенность, и он останется на своем месте и дальше, поскольку в Российской Федерации никого под давлением общественности не увольняют.
Говоря о том, в каком же тогда случае чиновников в РФ увольняют, заводят против них уголовные дела, депутат объяснил: это происходит в случае, когда но не "поделился" с кем-то из вышестоящих, или правящая "Единая Россия" на выборах получила низкий результат, или же место этого чиновника понадобилось кому-то более влиятельному, нежели та "крыша", которая его защищает и в свое время назначила на данную должность. Других условий, кроме трех вышеперечисленных, нет.
Бахчисарай – это небольшой районный центр с населением около 30 тысяч человек, и речь в скандале вокруг его руководства идет о 300 миллионах рублей, выделенных на финансирование работ по реконструкции исторической части города. Объясняя, насколько большой для "распила" данная сумма является для Российской Федерации, никакая часть выделяемых средств обычно идет на реализацию планов, а какая – на "распил", Пономарев заявил, что данная сумма является весьма значительной, поскольку муниципалитеты в РФ, как правило, не избалованы финансовым вниманием, и зачастую они сидят совсем без денег. Поэтому если появляется программа, не относящаяся к разряду текущего финансирования, когда необходимо платить за автотранспорт, ремонты дорог, теплоснабжение, жилищно-коммунальные нужды, за все, за что просто нельзя не заплатить, особенно с финансированием из федерального бюджета, то это наиболее благодарная почва для воровства.
В России универсальной цифры для "распила" нет - Пономарев.
Говоря о тарифах, по которым воровство бюджетных денег является нормальным, то есть, сколько, например, из выделенных для Бахчисарая 300 миллионов рублей должно быть "распилено" в соответствии с чиновничьими понятиями, Пономарев заявил, что в данном случае какой-то универсальной цифры нет, поскольку величина "распила" очень серьезно зависит от видов проводимых работ. Все, что относится к строительным работам, и особенно, к реставрационным, где просто невозможно проверить, какие именно материалы были использованы при реставрации, можно украсть до 80 процентов, ведь вместо положенных материалов, соответствующих исторической традиции, а вместо них можно использовать что-то более дешевое. Впрочем, для России 80 процентов "распила" все же не является нормой – нормальным считается "распил" примерно 40-50 процентов выделенных из бюджета средств.
Ильми Умеров, комментируя ситуацию в Бахчисарае, отметил, что внутренние споры – это удел нынешней власти, поскольку выложившие видеоматериалы в Сеть и объект атаки являются представителями одной политической силы. Наверное, не стоит говорить, что "распил" – самое главное, поскольку в Российской Федерации, по всей видимости, это является повсеместной практикой.
Тарас Березовец заявил, что в Крыму, после того, как на полуострове появилась команда Василия Джарты, масштаб коррупции был несопоставим с украинскими масштабами, (насчет российских он не знает), и атмосфера воровства среди чиновников там поощрялась. Поэтому ситуация в Бахчисарае является довольно типичной, причем в этом райцентре и украсть особо нечего.
Пономарев, в свою очередь, подчеркнул, что когда идет сравнение украинской и российской коррупции, то не стоит забывать: в Российской Федерации коррупция является механизмом управления. Об этом действительно можно говорить как о пороке, однако коррупция как механизм управления реально культивируется нынешней российской властью. Не занимающийся воровством чиновник в РФ попросту не имеет никаких шансов получить назначение, и это уже сформированная система, тогда как в украинских условиях это хаос, когда каждый тащит сам для себя.