Новое падение реальных доходов российских граждан в начале 2016-го (на 6,3 процента в январе) оказалось почти рекордным с начала кризиса. Реальные зарплаты в государстве снизились сразу на 9,5 процента в 2015-м. «В предыдущие кризисы мы такого не наблюдали», - признал министр труда и соцразвития. Вслед за доходами граждан рухнул и потребительский спрос в государстве, а это не только ключевая составляющая российской экономики, а и база для будущих в ней зарплат.
В минувшем году общие расходы российских граждан превысили их доходы – такого не наблюдалось почти двадцать лет. Говоря иными словами, люди были вынуждены тратить собственные накопления. И пока не видно никаких признаков, что в нынешнем году доходы россиян снова превысят расходы.
На долю частного потребления в Российской Федерации приходится более пятидесяти процентов общего объема экономики. И резко снизившийся из-за сокращения доходов граждан частный спрос означает только еще большее падение доходов российских предприятий. Тех самых доходов, из которых в результате их работникам выплачиваются заработные платы. Получается замкнутый круг.
«В лучшем случае нас ожидает несколько лет если не рецессии, то стагнации, - считает экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев. «Это на самом деле замкнутый круг», - сказал он журналистам «Радио Свобода».
Нечаев подчеркивает, что снижение потребительского спроса сокращает темпы роста экономики в целом, а также доходы предприятий. «Здесь нет никакого чудодейственного средства – кроме как, возможно, одного фактора, который связан с потребительским кредитованием. На протяжении многих лет его быстрый рост был дополнительным стимулятором потребительского спроса. Однако в 2015-м впервые за последние почти пятнадцать лет, снизились и его объемы. И, наверное, Центробанк мог бы предпринять некоторые усилия, в том числе, изменив регулятивные требования для финучреждений, чтобы стимулировать возобновление роста потребительского кредитования, а соответственно и потребительского спроса. Напрямую его повысить государство сейчас не в состоянии. Государство вообще здесь может что-нибудь сделать только в части пенсионеров, бюджетников, а также людей, которые получают различные соцпособия или стипендии. Хотя при текущем состоянии государственного бюджета власти фактически лишены и этой возможности. Естественно, необходимы также меры по снижению инфляции. Однако какого-нибудь чудодейственного ключика, при помощи которого можно было бы быстро оживить потребительский спрос в государстве, не существует», - отмечает эксперт.
Чего ожидать дальше?
После предыдущего кризиса именно рост доходов граждан – в первую очередь, за счет постоянного увеличения заработных плат бюджетникам, а следом и в иных секторах - во многом обеспечил восстановление экономического роста в РФ. Сегодня на подобное стимулирование денег в бюджете нет. Некоторые из экспертов предлагают, что власти могли бы пойти на увеличение объема госдолга, раз он минимален в сравнении с другими государствами. Против объема ВВП он, к примеру, в 6 раз меньше, нежели средний уровень для девятнадцати государств еврозоны. А благодаря вырученным от продажи новых гособлигаций деньгам, можно было бы расширить расходы государства для стимулирования внутреннего потребления, при этом не увеличивая дефицит бюджета. Однако у такого рода идеи очень много противников.
Как отмечает Нечаев, в этом случае нужно четко различать, на каких конкретно рынках заимствовать. «Если речь о внешнем долге, то прямой долг правительства и Центробанка сравнительно небольшой и не превышает сегодня пятидесяти миллиардов долларов. Но приблизительно 52 процента общего внешнего долга РФ - это долги госбанков, госкорпораций и госкомпаний. И трудно даже представить, чтобы страна допустила банкротство по внешним обязательствам, к примеру, «Газпрома» или «Роснефти» и, соответственно, их переход под контроль частных кредиторов на Западе. Также трудно представить, чтобы власти согласились с таким сценарием и в отношении крупных частных компаний типа «Лукойла» или «Норильского никеля». Вот и получается, что подавляющая часть общего внешнего долга России, составляющего порядка 515 миллиардов долларов, есть фактически суверенный долг, который превышает валютные резервы государства. Помимо этого, в связи с санкциям, для РФ фактически закрылись рынки кредитования на Западе – европейский или американский. Да, есть азиатские рынки. Однако, к примеру, та же КНР сильно не рвется кого-то кредитовать, помимо Америки, где она приобретает государственные ценные бумаги. Иные же государства просто не имеют столько свободного капитала. Поэтому, хоть теоретически внешний источник заемных денег для РФ и существует, но рассчитывать на него в крупных объемах не стоит», - отмечает Нечаев.
Он отмечает, что в Российской Федерации продолжается девальвация национальной валюты. А одна из бед экономики России в том, что в ней нет конкурентной среды, подчеркивает эксперт.
Следует отметить, что в последние десятилетия многие государства мира предпринимали попытки вывести свои экономики из новых кризисов благодаря реализации крупных проектов с участием государства. Что касается России, то там эти инструменты, по мнению Нечаева, уже в значительной степени использованы. Согласно его мнению, экономика России уже достигла «дна». «Если не произойдет каких-то экстраординарных событий, то темпы ее падения замедлятся. Но если же сбудутся самые плохие прогнозы, то нефтяные котировки могут упасть и до двадцати долларов, что станет серьезнейшим испытанием для экономики России», - отмечает эксперт.
Автор: Екатерина Кравец