История России наглядно демонстрирует, что в стране дворцовые перевороты происходят значительно чаще, чем революции, и нынешний глава государства Владимир Путин также вполне может быть отстранен от власти не революционным путем, а путем дворцового переворота. Более детально о том, кто и как может отстранить от власти нынешнего президента РФ, узнавали журналисты раздела Новости России" издания "Биржевой лидер".
Издание The American Interest отмечает, что 5 лет назад, когда Владимир Путин, занимавший тогда должность главы правительства, заявил о намерении вновь побороться за президентское кресло, интеллектуалы в России впали в состояние отчаяния. Они решили, что путинское правление будет просто бесконечным, и после отбытия очередных двух президентских сроков, тот опять сделает рокировку с Дмитрием Медведевым, и пересядет в кресло премьер-министра.
Когда в 2014 году Путин аннексировал Крымский полуостров, многие из российских интеллектуалов решили, что данный шаг стал началом конца его правления. То, что большая часть российского общества приняла за триумфальный танец, исполняемый их страной на международной арене, либеральное меньшинство расценило по-своему – как предсмертную агонию правящего режима. Между тем, публично выразить в то время данное мнение мало кто осмеливался. После распада Советского Союза российские либералы постоянно испытывали горькое разочарование, и поэтому в своих аналитических оценках они стали очень осторожными, хотя шепотом многие предполагали, что Путин будет устранен от власти до конца 2015 года.
Однако на дворе уже 2016 год, а Владимир Путин по-прежнему остается президентом России. Но при этом то, о чем ранее говорили только шепотом, сегодня уже стало живой дискуссией в российском обществе: что будет, если нынешнего "царя" отстранят от власти: что тогда делать с Крымским полуостровом, какие законы нужно будет оставить, а какие отменить, нужно ли проводить люстрацию с целью окончательного очищения российских Авгиевых конюшен, и если да, то насколько данная кампания должна быть безжалостной? Опирается эта, весьма оживленная дискуссия на предположения о будущих переменах, причем данные перемены должны наступить скорее раньше, чем позже.
Западные информагентства ищут истоки грядущего народного недовольства в России, тогда как российские обозреватели ищут признаки раскола внутри правящей элиты.
Зачастую признаки гражданского беспокойства в России воспринимаются иностранными наблюдателями как положительные, и ярким примером такого подхода служат недавние слова известного инвестора Джорджа Сороса. По мнению бизнесмена, российский режим из-за низких цен на нефть обанкротиться уже в следующем году, когда стране придется возвращать большую часть имеющегося госдолга, и в итоге возникший экономический коллапс обернется политическими переменами.
По мнению Сороса, продолжающая оставаться высокой популярность Путина основана на способности российского правительства обеспечить финансовую стабильность в стране, и постоянное, пускай даже медленное, повышение уровня жизни рядовых граждан. Нехватка денег может сделать российских обывателей раздражительными, а в преддверии парламентских выборов это может быть очень опасно для нынешней власти.
Западные информагентства постоянно пытаются найти истоки грядущего народного недовольства в Российской Федерации – одно время излюбленной темой здесь были протесты дальнобойщиков, недовольных введением нового налога, на котором обогащался сын близкого друга Путина Аркадия Ротенберга. Сегодня место водителей большегрузов заняли держатели валютной ипотеки, платежи которых после обвала курса национальной валюты взлетели до небес.
В свою очередь, российские обозреватели пытаются найти признаки раскола внутри правящей элиты, а также признаки ее распада. Например, колумнист ТАИ и "Ведомостей" Мария Снеговая недавно написала очень хорошую, и в то же время провокационную, статью, о том, как может сработать сценарий раскола внутри элиты. Дни правления Путина действительно сочтены, и комментаторы, такие как Снеговая, правы, когда в поисках грядущих потрясений обращают внимание именно на правящую элиту. Масштабное восстание в стране является менее вероятным вариантом, поскольку история России наглядно демонстрирует: дворцовые перевороты случаются здесь гораздо чаще, чем происходят народные революции.
В современной России доступ к ресурсам есть только лишь у абсолютного меньшинства россиян – людей из узкого круга приближенных к президенту страны – бизнесменов и силовиков, испытывающих очень серьезную зависимость от Путина. Президенту они обязаны и своим невероятным богатством, и своим сегодняшним положением. Тем не менее дворцовый переворот является все-таки более вероятным сценарием, чем революция, поскольку для бизнесменов из окружения Путина на первом месте все равно будут оставаться деньги, и не важно, как много они будут говорить о своей поддержке Путина, тогда как у силовиков милитаристское, искаженное восприятие мира, как некой игры с нулевой суммой. Сегодня президент является безоговорочным сторонником милитаризма, но если его позиция вдруг измениться, например, из-за обещаний, данных своим друзьям-бизнесменам, то силовики сместят его без малейших колебаний.