Российским Северным флотом началась подготовка к новому этапу проверки имеющихся ядерных сил сдерживания. Как стало известно экспертам раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», ожидается, что в море могут выйти два самых новых ракетоносца стратегического значения, произведенные в рамках проектов - «Юрий Долгорукий» и «Владимир Мономах». Заданием одного из них будет произведение планового запуска баллистических ракет под названием «Булава», которые будут направлены на разные континенты. Стоит отметить, что двум стратегическим ракетам, выпущенным на камчатском полигоне Кура, не удалось достигнуть поставленных целей.
Принято считать, что лодки, принадлежавшие к 995-му проекту типа «Борей», могут стать будущим флота Российской Федерации и главным элементом основы морской триады. В ближайшее время заменой восьми подобных субмарин смогут стать корабли более раннего поколения. Имеется в виду проект 667 БДРМ типа «Дельфин». Основным моментом проверки степени безопасности морских стратегических ядерных сил является проведение залповых испытаний. Благодаря каждому такому испытанию предоставляется возможность подтвердить способность того или иного атомного крейсера запустить шестнадцать межконтинентальных ракет, находящихся на глубине в пятьдесят метров, непосредственно на ходу при условии, что волнение моря будет составлять от шести до семи баллов. Иными словами, речь идет о том, что можно выполнить свою непосредственную миссию в рамках системы ядерного сдерживания – если начнется ядерная война, можно говорить о нанесении ядерного удара по сопернику.
Со времен Советского Союза подобные запуски осуществлялись всего три раза. У всех этих операций было кодовое название «Бегемот». В последний раз для подобной стрельбы было решено использовать атомный подводный крейсер 667 БДРМ типа «Дельфин», которому, впрочем, было дано название К-407 «Новомосковск». Подводным судном управлял капитан второго ранга Сергей Егоров еще в августе 1991 года. На то время ракетоносцу понадобилось не более полутора минут для полного выпуска всего боезапаса баллистических ракет РСМ-54 «Скиф». В установленный период времени им удалось нанести поражение условным целям на полигоне Кура, который находится на Камчатке.
Для чего проводится залповый пуск.
Залповый пуск можно считать единственной формой, через которую осуществляется фактическая боевая готовность ракетоносца. Для проведения испытаний ракет, находящихся в условиях проведения боев, в сравнении с одиночным пуском, может потребоваться специальная выручка и квалификации членов экипажа. В данном случае наибольшую опасность предоставляет риск попадания воды из-за борта, так как при этом происходит заполнение шахт, которые оказываются пустыми после того, как выходят ракеты. Вес «Скифа» составляет примерно сорок тонн. «Новомосковску» потребовалось всего полторы минуты для того, чтобы принять в себя 640 тонн воды. Это стало причиной того, что он провалился с глубины пятидесяти до ста метров. Члены экипажа лодки не только осуществили компенсацию этого «падения», но и не позволил сделать так, чтобы лодка накренилась на нос или корму, что сделало невозможным запуск ракет в последующем В то же время все эти действия осуществлялись синхронно с движением подводного судна.
В связи с проведением процесса испытаний Сергей Егоров был представлен к получению звания Герой Советского Союза, но награду ему никто так и не дал. В российской столице состоялся путч, на Северном флоте произошла смена командующего, и Егорову вручили только орден Красной Звезды, а также удостоили звания капитана первого ранга.
На сегодняшний день факт того, что АПЛ «Новомосковск» осуществил залповый пуск, можно считать не имеющим аналогов военно-техническим рекордом мира. Самый большой залп, который осуществили американские эксперты, произвел борт АПЛ «Огайо» - четырьмя ракетами «Трайдент-2».
Пять лет назад к «Бегемоту» подключили самый новый крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий». У лодки в наличии был самый большой комплекс баллистических ракет «Булава». Однако пуск был произведен только из двух из них. В интервью российским средствам массовой информации чиновники Министерства обороны отметили, что для них самым важным было не то, что нужно выпустить весь боекомплект, а только «неизвестность» для экипажа, промышленности, каким именно из 16 ракет субмарины будет дан приказ на боевое применение. Этим залпом была прервана цепочка неудач, связанных с испытаниями новой морской баллистической ракеты. Из 24 пусков только 15 были признаны успешными.
По окончании 2015 года прогнозировалось, что экзамен на уровень профпригодности придется сдавать «Владимиру Мономаху». Есть информация, что этим кораблем был произведен двухракетный залп из подводного положения. Но итоги стрельбы оказались далеки от идеальных: одна из ракет самоликвидировалась, вторая достигла полигона Кура, но не «сдала зачет» по точности. Результатом разбора «полетов» стало то, что весь боевой комплекс крейсера отправили в Воткинск на завод-изготовитель для выяснения, что стало причиной инцидента.