В процессе суда над пленной украинской летчицей Надеждой Савченко наблюдается очередное обострение. Правозащитники полагают, что заключительную речь ей не разрешили произнести накануне по причине большого резонанса в СМИ от заявления. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Причастные к судебному процессу люди и независимые эксперты комментируют вчерашнее происшествие в суде города Донецк на территории Ростовской области. Председательствующий судья Леонид Степаненко завершил заседание, назначив следующее на 9 марта. Таким образом, обвиняемая Надежда Савченко не смогла произнести заключительную речь. По причине затягивания судебного процесса она объявила сухую голодовку.
Произошедшее в рамках судебного заседания для многих стало неожиданностью. Адвокат Савченко Николай Полозов в беседе с журналистами отметил, что теперешняя ситуация кардинально отличается от той, которая была еще несколько дней назад. В настоящее время вопросы процедурного характера отошли на второй план, уступив место тревоге за жизнь Надежды по причине объявленной голодовки.
Объясняя решение суда завершить заседание до момента оглашения заключительной речи обвиняемой, Полозов предполагает, что возможной причиной является содержание самой речи. После подготовки текста украинская летчица отдала речь переводчику. Несомненно, в тексте содержатся фразы довольно резкие, в том числе по отношению к российскому президенту, что и могло стать поводом для опасения судей. Адвокат допускает, что суд просто побоялся оглашения такой речи обвиняемой в присутствии огромного количества представителей прессы и дипломатических кругов.
В результате предпринятых судом действий с одной стороны объявление голодовки обвиняемой привело к росту внимания прессы и международного сообщества к процессу. С другой стороны, суд может рассчитывать на снижение резонанса, поскольку 9 марта является первым днем после выходных. Кроме того, после объявления голодовки Савченко могут положить в больницу, тогда ее заключительная речь вовсе не прозвучит, а заседание 9 марта пройдет без подсудимой. Также Полозов обращает внимание на то, что до даты истечения срока содержания под стражей Савченко (16 апреля) времени для затягивания процесса у суда более чем достаточно.
Необходимо максимальное усиление давления.
На странице Веры Савченко, сестры летчицы, в соцсети опубликована часть речи, которую планировала произнести сама Надежда в суде. В беседе с журналистами адвокат Илья Новиков отметил, что опубликована только часть речи, которая является на самом деле довольно резкой, особенно в отношении российского президента. В тексте летчица сравнивает теперешнюю ситуацию со временем перед началом Второй мировой войны, когда международное сообщество проявляло толерантность и нерешительность по отношению к Гитлеру, что стало причиной огромного количества человеческих жертв.
Новиков надеется, что Надежда еще произнесет свою речь в рамках судебного заседания 9 марта. Однако теперешнюю ситуацию он называет очень тревожной и неопределенной. Сейчас, по его мнению, сложно сказать, как изменятся обстоятельства до следующего заседания суда. Вопросом огромной важности правозащитник называет максимальное усиление давления на российскую власть именно в эти 5 дней, которые остались до момента объявления приговора. Очевидно, что решается резонансный вопрос не в суде, поэтому давление на Кремль должно происходить по разным направлениям и с максимальной активизацией.
Говоря о причине отсрочки следующего заседания, Новиков допускает, что речь может идти о банальной нехватке каких либо документов для вынесения приговора. Подобную ситуацию адвокат называет вполне типичной, но в данном конкретном случае маловероятной. Намного более правдоподобным выглядит объяснение, в котором судьи просто помешали Надежде произнести резкую по своему содержанию заключительную речь.
Адвокат Марк Фейгин в свою очередь отмечает, что сейчас судебный процесс практически завершен, осталось только заслушать заключительную речь Савченко и озвучить приговор. Принципиально важным моментом в данной ситуации правозащитник считает наличие связи между событиями в суде и приговором. Наиболее вероятным вариантом приговора Фейгин считает срок заключения в 20 и больше лет. Полезной сейчас деятельностью адвокат называет давление на суд и власти для снижения этой планки.
Среди прочего сокращение срока приговора для Москвы будет означать большую готовность к переговорам о последующем обмене и улучшение стартовых позиций. Фейгин констатирует наличие позитивных деталей в судебном процессе, которые дают минимальные основания ожидать развития событий по лучшему из возможных сценариев. В частности, речь идет о снятии из Савченко обвинения в покушении на жизнь 6 украинских граждан. Кроме того, сторона обвинения вполне могла запросить за незаконное пересечение границы, которое также инкриминируется летчице, 2 года заключения, но ограничилась только требованием выплаты штрафа в сумме 100 тысяч рублей.
Марк Фейгин также уверен в необходимости привлечения максимального внимания к процессу на самом высоком уровне. Речь идет о заявлениях со стороны представителей Евросоюза, Вашингтона, Брюсселя, политиков, принимающих участие в заседаниях «нормандской четверки». Команда адвокатов, по утверждению правозащитника, будет стараться ускорить переговоры между Киевом и Москвой по делу Савченко, апеллируя при этом к международному сообществу в публичном пространстве.