Культивирование практики доносов российским руководством успешно реализовываться на протяжении нескольких лет. Сейчас парламентарии рассматривают возможность поощрения людей, сообщающих в компетентные органы о фактах коррупции. Об этом информируют журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
В российском руководстве поощряется практика доносов на людей, «нарушающих законность и порядок», на протяжении нескольких предыдущих лет. Недавно с интересной инициативой выступили депутаты Госдумы и члены комиссии по противодействию коррупции в президентском Совете по правам человека. Они предлагают выплачивать человеку, сообщившему о коррупции «куда надо» компенсацию. Согласно планам инициаторов, деньги будут выплачиваться из штрафа, который юридическое лицо, уличенное в коррупции, заплатит в казну. Подобные законы, связанные с «зарплатой в конвертах», работают уже несколько лет в регионах.
Судя по всему, сфера деятельности «бдительных россиян» не ограничиться одной только коррупцией и махинациями в налоговой отрасли. К примеру, стало известно о жалобе в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ, авторами которых является юрист из Екатеринбурга, активист движения ОНФ. Она попросила силовиков проверить людей, которые оказывают поддержку Екатерине Вологжениновой, матери-одиночке, приговоренной судом к общественным работам за посты в соцсетях с осуждением политики Кремля в отношении Украины.
Как известно, в постановлении суда также содержался пункт об уничтожении ноутбука и компьютерной мыши, принадлежащей женщине. После приговора ряд общественных деятелей выступили с предложением оказать материальную помощь Вологжениновой для приобретения ею нового компьютера. «Юристка-активистка», в свою очередь, полагает, что помощь матери-одиночке является на самом деле финансирование экстремистской деятельности, а открытое выражение поддержки – формой подстрекательства.
Павлики Морозовы вновь популярны.
Все больше входит в моду в сложной ситуации в России написание кляуз в правоохранительные органы. Глава администрации Семилукского района Ирина Кокорева уже успешно написала доносы, рассказывающие о деятельности около десятка человек. Чиновница обратилась к полицейским с просьбой проверить деятельность определенных людей на предмет наличия экстремизма. На практике фигуранты «произведений» Кокоревой являются общественными активистами местного масштаба, которые выражают недовольство политикой главы администрации. В этом контексте написание кляуз является самым настоящим сведением политической счетов.
Суд Ставрополя рассматривает дело по обвинению Виктора Краснова в «публичных действиях, которые выражает явное неуважение к обществу и совершаются в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Основанием для судебного дела стала дискуссия на религиозную тематику в социальной сети. Двое религиозных людей написали донос на атеиста, поскольку сочли дискуссию о религии оскорбительной для себя.
Не обходится и без откровенно комичных случаев. К примеру, посетительница музея в Волгограде увидела в экспозиции портрет художника Машкова. Усы художника, подстриженные по моде, соответствующей времени написания портрета, создавали сходство Машкова с еще одним печально известным художником, Адольфом Гитлером. Посетительница музея думала недолго, вскоре она уже написала об увиденном «куда следует». В этой ситуации работники музея обижены в первую очередь тем, что автор жалобы не высказала свои претензии прямо, ведь тогда сотрудники могли ей объяснить, что никакой на само деле не Гитлер на портрете изображен.
Широкое поле для деятельности доносчиков создал запрет на ввоз определенных продуктов. Сознательный гражданин из Ямала рассказал правоохранителям о польской брюссельской капусте, которая продается в местном магазине. Во Владивостоке правоохранителям стало известно о том, что некая женщина дома ест польских гусей, сообщил об этом ее сосед. Жители Казани проинформировали о том, что в ассортименте местного гипермаркета есть мясо, произведенное в Австрии.
В Севастополе бдительные горожане высказали возмущение тем, что во время веерных отключений электричества некоторые дома остаются со светом. Речь идет о жилых домах, размещенных рядом с больницами и другими важными объектами жизнеобеспечения города. В результате более везучие изначально соседи также остаются без света. С целью «восстановления справедливости» коммунальщики отключают в этих жилых домах энергообеспечение вручную.
Кирилл Брагин, руководитель отделения «Собора русского народа» в городе Новосибирск отмечает, что само по себе обращение населения в правоохранительные органы является ничем иным, как попыткой повсеместного установления правового порядка. Однако такая трактовка сотрудничества граждан и правоохранителей актуальна лишь в случае, когда речь идет о стране, в которой действуют демократические принципы.
Совершенно по-другому, по мнению активиста, выглядит практика института «сознательных граждан» в современной России. Брагин констатирует, что разделение властей практически никогда в стране и не существовало, а правовая культура не сложилась исторически. В подобных обстоятельствах доносы являются способом давления власти на инакомыслящих граждан. Речь идет о людях, которые имеют собственную точку зрения, которая в силу тех или иных причин не устраивает официальное руководство страны.