Московский районный суд города Калининграда подтвердил, что гражданин, не имеющий фамилии, имеет полное право получить наследство, которое ему досталось от умершей жены. По сообщению издания «Интерфакс», ранее один из нотариусов отказала в этом вопросе заявителю, ссылаясь на то, что у мужчины ни в одном из документов, удостоверяющих личность, не была указана фамилия. Эксперты раздела «Новости России» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что фамилия заявителя также не была указана в его личном паспорте и свидетельстве о браке.
Суд же постановил, что данных документов вполне достаточного для того, чтобы была проведена идентификации заявителя в качестве «индивидуально определенного участника общественных отношений». Кроме всего прочего, факт того, что заявитель все-таки вступил в брак, был подтвержден соответствующим решением суда, которое набрало законную силу.
Такая интересная история получилась, поскольку в 1957 году, вскоре после рождения заявителя, в свидетельство о его рождении не были списаны ни его фамилия, ни данные о биологическом отце. В 1976 году мужчина стал обладателем военного билета, в 2003 году – общегражданского паспорта, в 2005 году – заключил брак, в 2014 году – получил на руки загранпаспорт. Ни в одном из этих документов фамилия мужчины так и не была указана.
В связи с этим суд убежден, что нотариус отказала заявителю в праве на наследство, не имея на то законных оснований. Дело в том, в материалах дела о наследстве имеются сведения о том, что брак все-таки был заключен, а также о даже бракосочетания. Были и данные о состоянии денежного счета наследователя и сведения о даже его открытия. Поэтому, по мнению суда, у нотариуса не было никаких препятствий для того, чтобы помочь мужчине оформить наследство. Тем более что в наследственном деле был четко определен круг наследников, в котором, кстати, данный мужчина обозначался.
Решение, принятое нотариусом, суд признал незаконным, в результате чего обязал его выдать мужчине законное свидетельство о праве на наследство, на которое он претендовал после смерти своей супруги.
Следует отметить, что в Статьях 7 и 8 Конвенции о правах ребенка прописано, что вскоре после рождения ребенок должен быть зарегистрирован и имеет право на имя. А государство, в свою очередь, должно уважать его право на сохранение индивидуальности собственного имени. Также Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает, что каждый гражданин имеет права и, конечно же, обязанности под собственным именем, которое должно включать в себя фамилию, а также имя и отчество, но лишь в том случае, если последнее не идет в разрез с законом, либо национальным обычаем.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право изменить собственное имя, однако от это его права и обязанности, которые он получил с прежним именем, упрощены не будут. Суд посчитал, что данная норма Гражданского кодекса Российской Федерации не может расцениваться как императивная норма права, которая требует, чтобы у гражданина обязательно была фамилия. В соответствии с этим, полное отсутствие фамилии у человека, попросту, не может служить основанием для отказа в выдаче ему документов, удостоверяющих личность и его гражданское состояние.